ЛИТЕРАТУРНЫЙ КРИПТОАНАЛИЗ
Первые шаги литературного криптоанализа связаны с появлением рассказа американского писателя Эдгара По «Золотой жук». Этот рассказ и по сей день остается непревзойденным художественным произведением на тему о дешифровании.
Про Эдгара По можно сказать, что он неизбежно должен был заинтересоваться криптоанализом. Хотя По неоднократно пространно рассуждал о логике и писал рассказы с логично построенными сюжетами, он увлекался и такими иррациональными предметами, как френология и гипноз. А поскольку криптоанализ обладал качествами, которые импонировали Эдгару По в науках, и вместе с тем от криптоанализа исходил неземной свет мистики; двойственный характер этой области человеческих знаний пришелся впору раздвоенной натуре По. Научность импонировала интеллекту писателя, а таинственность была созвучна его эмоциям. Первые упоминания о криптоанализе у По появились в статье «Загадочное и головоломное», и уже позже отразились в его литературных творениях детективного характера.
Чтобы поподробнее рассмотреть использование криптографии в рассказе «Золотой жук», мы приводим отрывок из этой книги:
«... Легран разогрел пергамент и дал его мне. Между черепом и козленком, грубо начертанные чем-то красным, стояли такие знаки:
53##+305))6*;4826)4#.)4#.);806*,48+8||60))85;;]8*;:#*8+83(88)5*+;46(;88*96*?;8)*#(;485):5*+2:*#(;4956*2(5*=4)8||8*;4069285);)6+8)4##;1#9;48081;8:8#1;48+85;4)485+528806*81(#9;48;(88;4(#?34;48)4#;161;:188#?
- Что ж! - сказал я, возвращая Леграну пергамент, - меня это не подвинуло ни на шаг...
- И все же, - сказал Легран, - она не столь трудна, как может сперва показаться. Эти знаки, конечно, - шифр; иными словами, они скрывают словесную запись...
... Прежде всего, как всегда в этих случаях, возникает вопрос о языке криптограммы. Принцип решения (в особенности это относится к шифрам простейшего типа) в значительной мере зависит от языка. Выяснить этот вопрос можно только одним путем, испытывая один язык за другим и постепенно их исключая, пока не найдешь решение. С нашим пергаментом такой трудности не было; подпись давала разгадку. Игра словами «kid» и «Kidd» возможна лишь по-английски. Если бы не это, я начал бы поиски с других языков... Но я уже знал, что криптограмма написана по-английски.
... Как видите, текст криптограммы идет в сплошную строку. Задача намного была бы проще, если б отдельные слова были выделены просветами... Но просветов в строке не было, и я принялся подсчитывать однотипные знаки, чтобы узнать, какие из них чаще, какие реже встречаются в криптограмме. Закончив подсчет, я составил такую таблицу:
Знак |
Сколько раз встречается |
|
8 ; 4 ) # * 5 6 + 1 0 9 и 2 : и 3 ? || = и ] |
34 27 19 16 15 14 12 11 8 7 6 5 4 3 2 1 |
В английской письменной речи самая частая буква - Е. Далее идут в нисходящем порядке: A, O, I, D, H, N, R, S, T, U, Y, C, F, G, L, M, W, B, K, P, Q, X, Z».
В процессе расшифровывания герой приходит к следующему результату:
Знак |
Сколько раз встречается |
Какую букву означает |
|
8 ; 4 ) # * 5 6 + |
34 27 19 16 15 14 12 11 8 |
e t h r o n a i d |
Вот криптограмма представлена в расшифрованном виде:
«A good glass in the bishops hostel in the devils seat twenty one degrees and thirteen minutes northeast and by north main branch seventh limb east side shoot from the left eye of the deaths head a bee line from the tree through the shot fifty feet out»
(Хорошее стекло в трактире епископа на чертовом стуле - 21°15` северо-северо-восток - главный сук седьмая ветвь восточная сторона - стреляли из левого глаза мертвой головы - прямая от дерева через выстрел на 50 футов.)
Итак, вот что значили слова из непонятного изречения:
Трактир епископа - со старинной фамилией Веззор, владельцы усадьбы в 4 милях к
северу от острова;
высокий скалистый утес - название;
чертов стул - в скале ниша в виде кресла;
хорошее стекло - подзорная труба (выражение моряков);
21°15` северо-северо-восток - указывает на положение трубы;
она показывает на дерево, где находится череп;
пустить пулю в левую глазницу;
через выстрел прямо от ствола на 50 футов вперед - там клад.
Расшифровав каждое из слов послания, герой смог отыскать зарытые сокровища.
«Золотой жук» Эдгара По - не единственное литературное произведение, в котором использованы шифрограммы. Среди них и «Момент истины» В.О.Богомолова, и «Дети капитана Гранта» Ж.Верна, и «В круге первом» А.И.Солженицына, но наиболее необычно показано шифрование в книге А.К.Дойля «Пляшущие человечки». В своей книге автор использует не привычные буквы, числа, символы или принцип решетки, а ... «пляшущих человечков». Изображаемые человечки выполняют ту же функцию, что и знаки в криптограмме. Каждая фигурка отличалась от всех остальных, при этом означая какую-либо букву алфавита. Приводим некоторые из шифровок из книги:
1 ИЛСИПРИХОДИ
2 НИКОГДА
3
ЯЗДЕСЬАБСЛЕНИ
А ключ к разгадке шифра лежит в основах языка:
* повторяемость гласных чаще, чем согласных букв;
* в русском языке чаще остальных повторяются буквы «О», «А» и «Е»;
* логическая связь между словами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе работы над данной темой мы пришли к следующим выводам:
1. Наука, занимающаяся способами преобразования информации с целью ее защиты от незаконных пользователей, называется криптографией. А криптоанализ - наука (и практика ее применения) о методах и способах вскрытия шифров. Вместе они образуют область знаний, называемую криптологией.
2. Существует два класса шифров:
- «перестановка», или «маршрутная транспозиция»;
- «подстановка», или «простая замена».
3. Практика шифрования зародилась еще до нашей эры в Древней Греции. Первым дешифровальщиком был Аристотель. Позже появились такие шифры, как
- «Квадрат Полибия»;
- «Шифр Цезаря» (он находит применение и сегодня, но в усложненной форме);
- «Решетка Кардано»;
- «Таблица Виженера»;
- «одноразовый шифровальный блокнот»;
- «вертушка со стрелкой».
4. Тайнопись в России впервые начала применяться в XIII в. Первая система шифрования называлась «тарабарской грамотой». Во второй половине XVII в. появился тайный алфавит, или шифр «уголки». В эпоху Петра I начала употребляться для секретной переписки «цифирная азбука».
5. Среди шифров подполья можно выделить три наиболее используемых:
- «Тюремная азбука»;
- «Парный шифр»;
- «По стихотворению».
6. Ключ к разгадке шифров лежит в основах языка:
- повторяемость гласных чаще, чем согласных букв;
- в русском языке чаще остальных повторяются буквы «О», «А» и «Е», а в английском - «Е», «А», «О»;
- логическая связь между словами.
7. Среди произведений детективного жанра первопроходцами в использовании кодирования и декодирования информации являлись:
- По Э. «Золотой жук»;
- Конан Дойль А. «Пляшущие человечки»
- Богомолов В.О. «Момент истины»;
- Солженицын А.И. «В круге первом»;
- Ж.Верн «Дети капитана Гранта», «Жангада».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аршинов М.Н., Садовский Л.Е. Коды и математика (рассказы о кодировании). - М.: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 1983.
2. Дориченко С.А., Ященко В.В. 25 этюдов о шифрах. - М.:ТЕИС, 1994.
3. Кан Д. Взломщики кодов. Пер. с англ. Ключевского А.- М.: ЗАО Центр-полиграф, 2000.
4. Методический журнал «Русский язык в школе». - М.: Просвещение, № 2, март - апрель, 1989.
5. Молдовян А.А., Молдовян Н.А., Советов Б.Я. Криптография. - Спб.: издательство Лань, 2000.
6. Нечаев В.И. Элементы криптографии. Основы теории защиты информации. - М.: Высшая школа, 1999.
7. Периодическое издание «Первое сентября». Статья по теме: Математические загадки детективного сюжета (криптография)