ФОНДИРОВАНИЕ ДОКУМЕНТОВ. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ДЕЛ В ПРЕДЕЛАХ ФОНДА
В архиве организации документы группируются по фондам. Этот вид работы называют фондированием·. В ходе фондирования в архивах уточняют (определяют) фондовую принадлежность документов, формируют фонд, определяют хронологические границы самого фонда и документов фонда. Фонд является основной учетной единицей документов архива и не подлежит дроблению.
Комплекс документов, образующихся в деятельности одной организации, независимо от того, является она юридическим лицом или нет, составляет документальный фонд организации".
Часть документального фонда, которая имеет научное, историческое, социально-культурное, политическое, а также практическое значение, составляет архивный документальный фонд организации. Каждому фонду, поступившему в архив, присваивают название и номер. Номер фонда присваивают каждому вновь поступившему фонду в порядке поступления. Документы постоянного хранения таких организаций входят (или передаются) в состав Архивного фонда российской Федерации. Решение о принадлежности архивного фонда организации к составу государственного Архивного фонда РФ принимают территориальные экспертно проверочные методические комиссии, функционирующие при территориальных архивных организациях. Например, в Санкт-Петербурге это Центральная экспертно-проверочная методическая комиссия (ЦЭПМК) при Архивном управлении Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Организация, образующая в процессе своей деятельности документальный (архивный) фонд, называется фондообразователем. Названием фонда служит точное официальное название фондообразователя. В настоящее время в связи с появлением новых форм собственности, когда на базе государственных предприятий возникли акционерные общества, одним из наиболее типичных случаев является хранение в архивах современных акционерных обществ фонда(ов) государственной организации предшественника и второго фонда, принадлежащего существующему ныне акционерному обществу.
ОIIPЕДЕЛЕНИЕ (УТОЧНЕНИЕ) ФОНДОВОЙ IIPИНАДЛЕЖНОСТИ ДОКУМЕНТОВ, ФОРМИРОВАНИЕ ФОНДА
Для того чтобы определить или уточнить принадлежность документов к данному фонду, необходимо изучить документы организации и определить их принадлежность к составу документации данной организации.
Входящие документы относят к фонду той организации, которой они получены. Их фондовую принадлежность определяют:
по названию адресата;
по отметке о регистрации (оттиску штампа для регистрации входящих документов);
по содержанию документа, которое отражает функции и характер деятельности фондообразователя;
по резолюциям, содержащим фамилии руководителей данной организации и т.д.
Копии (отпуски) исходящих документов относят к фонду той организации, в которой они составлены. их принадлежность к фонду определяют:
по подписи руководителя;
по визам;
по содержанию документа.
Документы внутреннего обращения относят к фонду той организации, которая является автором этих документов, их принадлежность определяют:
по названию организации - автора документа, которое указано на общем бланке;
по подписи руководителя;
по визам;
по содержанию документа.
При определении фондовой принадлежности дел и документов следует руководствоваться определенными правилами. Один и тот же фонд составляют документы, накопившиеся до и после:
реорганизации (преобразования), которая не привела к коренному изменению деятельности, а вызвала только частичное изменение ее задач, функций и т.д.;
изменения подчиненности, структуры, штатов, печати и т.д.;
полного или частичного изменения названия в результате реорганизации, присвоения ей почетного имени, награждения орденом и т.д.;
изменения территориальных границ деятельности организации;
перемещения организации из одного района в другой;
изменения административно-территориального деления;
временного прекращения деятельности организации и восстановления своих функций.
При ликвидации организации законченные делопроизводством дела включают в состав фонда ликвидируемой организации, не законченные делопроизводством дела входят в состав фонда организации-преемника.
Дела, производство которых велось последовательно в двух или более организациях, включают в состав фонда той организации, в которой они закончены делопроизводством.
Личные дела, переданные в другие организации в связи с переводом сотрудников, включают в состав фонда той организации, в которую переведены сотрудники.
Ошибочно включенные в фонд дела изымают и присоединяют к тому фонду, к которому они относятся.
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ДЕЛ В ПРЕДЕЛАХ ФОНДА
После определения фондовой принадлежности документов в архиве дела группируют и располагают в пределах фонда.
За единицу систематизации (классификации) и учетную единицу управленческой документации (ОРД бухгалтерской и пр.) принимают дело - физически обособленный отдельный документ (устав, отчет и т.п.) или совокупность документов, заключенных в отдельную обложку (приказы, переписка ит.п.).
Систематизацию дел в пределах фонда осуществляют постоянно не только в архиве, но и непосредственно в текущем делопроизводстве при составлении номенклатуры дел, при формировании дел и подготовке дел к передаче в архив.
Систематизация дел обычно соответствует схеме систематизации, по которой построена номенклатура дел организации, и зависит от объема
Как правило, дела распределяют внутри фонда с учетом следующих классификационных признаков:
структурного (в соответствии со структурной схемой организации);
хронологического (по периодам, датам, к которым относятся документы);
функционального, отраслевого, тематического, предметно-вопросного (если в организации отсутствует структурное деление либо если объем образующихся дел невелик);
номинального (по видам и разновидностям документов, включенных в дело, по родам дел);
корреспондентского (исходя из названий корреспондентов или фамилий лиц, с которыми велась переписка);
географического (исходя из географических названий) и т.д.
Дела часто группируют последовательно по нескольким признакам, применение которых в данном фонде наиболее целесообразно.
При выборе схемы систематизации дел необходимо учитывать делопроизводственную смысловую связь между делами фонда организации. Схема систематизации должна быть наиболее удобной для последующего поиска информации по находящимся в делах документам.
Наиболее приемлемыми и широко применяемыми в настоящее время в архивной практике являются хронологически-структурная и хронологически функциональная схемы систематизации дел.
Данные схемы систематизации являются основанием для внутренней организации документального фонда, Т.е. для составления следующих описей дел фонда:
описи дел постоянного хранения;
описи дел по личному составу;
описи дел временного хранения (свыше 10 лет).
При включении дел в описи необходимо учитывать основные правила распределения дел:
дела относят к тому году, в котором они начаты делопроизводством или в котором они поступили в организацию (структурное подразделение) для продолжения делопроизводством;
- КЛАССИФИКАЦИЯ ДОКУМЕНТОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ ХРАНЕНИЮ В ГОСУДАРСТВЕННОМ АРХИВНОМ ФОНДЕ СССР
- ОРГАНИЗАЦИЯ ДОКУМЕНТОВ И ДЕЛ В ПРЕДЕЛАХ АРХИВОВ
- ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ СЛУЖБЫ ДОУ
- УНИФИКАЦИЯ ДОКУМЕНТОВ
- СТРУКТУРА И ОБЪЕМ ДОКУМЕНТООБОРОТА
- ПЕРЕДАЧА ДЕЛ В АРХИВ ОРГАНИЗАЦИИ
- ФОНДИРОВАНИЕ ДОКУМЕНТОВ. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ДЕЛ В ПРЕДЕЛАХ ФОНДА
- Вопрос 16 Архивный фонд рф
- 2.2. Классификация архивных документов и дел Государственного архивного фонда Российской Федерации
- Организация документов и дел архивного фонда рф.
- 45. Архивный фонд рф.
- 1.1. Понятие об организации документов и дел Архивного фонда Российской Федерации
- 78. Доступ к документам Архивного Фонда рф.
- 24. Организация документов и дел архивного фонда Российской Федерации
- Тема 5. Современный состав Архивного фонда рф и его классификация