logo
Теория систем и социальные системы бизнеса

Социальные системы бизнеса

В огромном мире социальных систем системы бизнеса или бизнес-системы, занимают свое вполне определенное достойное место. Они взаимодействуют между собой и с другими системами, появляются на свет, развиваются, стареют, слабеют и умирают, пройдя стадии своего жизненного цикла.

Данное выше определение социальной системы в полной мере подходит для любой социальной системы, работающей в бизнесе. Любая компания, коммерческий банк или фирма, производящие продукцию для рынка4 - это организации, имеющие перед собой систему целей, либо, как минимум, хотя бы одну главную цель к которой стремятся. Люди и ресурсы в коммерческих структурах объединены в производственном потенциале данной системы бизнеса ради эффективной деятельности по созданию продукции, включая услуги. В любой компании всегда есть, по крайней мере, три социальные группы: владельцы бизнеса или акционеры, менеджмент и рабочие, но социальных групп в сложном и крупном бизнесе может быть и больше. У этих групп есть свои интересы, или, говоря иначе, групповые интересы, которые они стремятся реализовать в своей социальной системе бизнеса.

Очевидно, что у каждой социальной группы, входящей в подобную систему есть свои собственные интересы, которые, как правило, не совпадают с интересами других групп. Так, например, если акционеры компании заинтересованы в максимизации прибыли, росте стоимости акций и увеличении выплачиваемых дивидендов, то рабочие заинтересованы в росте оплаты труда. А прибыль и фонд оплаты труда образуются из одного и того же источника, из выручки компании за проданную продукцию. Каждая социальная группа хочет максимизировать свою долю, получаемую из выручки. Но это сделать невозможно, поэтому возникает конфликт интересов. В настоящее время острота данного конфликта в России заметно растет, активизируя рост забастовочного движения.

Наличие собственных интересов у всех социальных групп вполне естественно. В компаниях, банках и других коммерческих структурах наблюдается конфликт интересов, возникают конфликтные ситуации. Некоторые из них выливаются в явное столкновение со своей динамикой нарастающего противостояния сторон. Порой, обычно после какого-то инцидента, происходит эскалация конфликта с активной открытой борьбой сторон за свои интересы. Однако далеко не каждый конфликт удается успешно разрешить. Нередко неудача с разрешением конфликта ведет к значительным потерям для бизнеса, вплоть до его ликвидации. В итоге в убытке оказываются обе конфликтовавшие стороны.

Поэтому сегодня становится чрезвычайно актуальным нахождение путей и создание механизмов, позволяющих предотвращать конфликты или разрешать их еще на ранних стадиях возникновения конфликтной ситуации, не допуская инцидентов и обострений.

Набирающая в XXI веке силу концепция установления социального партнерства между всеми социальными группами в системе бизнеса, вероятно, имеет большую перспективу. Стержневой идеей социального партнерства является поиск социальными группами системы общих интересов системы, которые ставятся выше интересов всех групп. Это трудная, но полезная работа, позволяющая системе бизнеса выйти на новый уровень конкурентоспособности, который прежде был для нее недосягаем. В настоящее время в данном направлении в мире движется уже немало компаний и фирм, появляются интересные прецеденты и в России.

Виктор МОСКВИН,

доктор экономических наук, профессор,

академик Академии проблем качества РФ,

победитель Международного конкурса

«Европейский риск-менеджмент - 2007» (Лондон)

Литература

1. Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах. - М.: Сов. радио, 1974. 272 с.

2. Берталанфи Л. История и статус общей теории систем / Системные исследования: Ежегодник, 1972. - М.: Наука, 1973. С. 20 - 37.

3. Берталанфи Л. Общая теория систем: критический обзор / Исследования по общей теории систем. - М.: Прогресс, 1969. С. 23 - 82.

4. Большая советская энциклопедия. Третье изд. Т. 24. Кн. I. С. 598.

5. Большая советская энциклопедия. Третье изд. Т. 28. С. 481.

6. Волкова В. Н., Денисов А. А. Теория систем: Учеб. пособие. - М.: Высшая школа, 2006. 511 с.

7. Вопросы философии. 1976. № 7. С. 65 - 81.

8. Исследования по общей теории систем: Сб. переводов / Под ред. В. Н. Садовского и Э. Г. Юдина. - М.: Прогресс, 1969. 520 с.

9. Макаров М. Г. Категория цель в домарксистской философии. - М.: Наука, 1974. 186 с.

10. Математика и кибернетика в экономике: Словарь-справочник. - М.: Экономика, 1975. 700 с.

11. Николаев В. И. и др. Системотехника: методы и приложения. - Л.: Машиностроение, 1985. 199 с.

12. Основы системного подхода и их приложение к разработке территориальных АСУ / Под ред. Ф. И. Перегудова. - Томск: Изд-во ТГУ, 1976. 440 с.

13. Поспелов Г. С. и др. Программно-целевое планирование и управление - М.: Сов. радио, 1976. 440 с.

14. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2007. 713 с.

15. Системные исследования: Ежегодник, 1971. - М.: Наука, 1972. С. 128 - 152.

16. Темников Ф. Е. Высокоорганизованные системы. В кн.: Большие системы: Теория, методология, моделирование. - М.: Наука, 1971. С. 85 - 94.

17. Философский словарь. Изд. 4-е. - М.: Политиздат, 1980. С. 329.

18. Флейшман Б. С. Элементы теории потенциальной эффективности сложных систем. - М.: Сов. радио, 1971. 225 с.

19. Холл А. Опыт методологии для системотехники. - М.: Сов. радио, 1975. 448 с.

20. Черняк Ю. И. Системный анализ в управлении экономикой. - М.: Экономика, 1975. 191 с.

21. Эшби У. Р. Введение в кибернетику. - М.: Сов. радио, 1972. 432 с.

Статья опубликована в журнале «Инвестиции в России» № 11, 2010.

1 В изложении основных положений теории систем автор базируется на исследованиях профессоров В. Н. Волковой и А. А. Денисова, одним из многочисленных учеников которых в данной области он является [6].

2 Эта серьезная практическая проблема, решение которой имеет для социальных систем бизнеса огромную перспективу. (Примеч. автора).

3 В толковании важнейших психологических понятий и представлений автор находится на позициях, базирующихся на фундаментальных исследованиях крупнейшего российского психолога С. Л. Рубинштейна [21].

4 Термин «продукция» в данной работе применяется в соответствии с международным стандартом ИСО 9000:2000, где этот термин определяется как результат совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы.