4. Архивные кадры.
Положение с архивными кадрами в этот период было тяжелое. Архивная служба даже в крупных столичных архивах не считалась престижной, оклады были значительно меньше, чем у других чиновников. На местах же, как правило, в архивы назначались работники «нарочно самые старые».
Для подготовки квалифицированных сотруд-ников необходимо было специальное учебное заведение, вопрос о создании которого ставился в России еще в начале XIX в. Вооб-ще в XIX столетии в европейских странах усилились требования к профессиональной подготовке архивистов. Поэтому был создан ряд архивных учебных заведений: Школа хартий (Франция), Венский институт исторических исследований (Австро-Венгрия), Мюнхенская и Марбургская школы (Германия). Общей чертой для них являлось то, что преподавание всех предметов ориентиро-валось на изучение средневековых источников. Это соответство-вало основной ориентации исторической науки того времени. Не являлся исключением и Петербургский археологический институт, «Положение» о котором было утверждено в 1877 г., а функциони-ровать он стал в январе 1878 г. Правительство с большой неохо-той дало согласие на его создание. Институт открывался как опытное учебное заведение, т.е. его могли в любое время закрыть, и государство отказывало ему в какой-либо помощи.
Петербургский археологический институт создавался для под-готовки «специалистов по русской старине, для занятия мест в архивах правительственных, общественных и частных». Его цель заключалась в том, чтобы восполнить недостатки универси-тетского преподавания исторических и специальных дисциплин и таким образом подготовить специалистов-профессионалов.
В институте преподавалось 12 дисциплин: палеография, хроно-логия, нумизматика, древняя география и др. Лекции читали Местные специалисты А. И- Соболевский, Н.П.Лихачев II Е. Андриевский, А. П. Воронов и др. В первые годы институт ни опил исключительно архивистов. Преподаванию археологии уделялось незначительное внимание. Изредка также предприни-мались поездки на раскопки. Количество выпускников было неве-лико: от 15--20 до нескольких человек ежегодно.
Вскоре после открытия институт столкнулся с большими фи-нансовыми трудностями. На его совете весной 1878 г. даже ставился вопрос о закрытии института, и лишь материальная помощь со стороны Калачова предотвратила его ликвидацию.
Институт не оправдал возлагавшихся на него надежд: контин-гент слушателей был мал и большинство из них по Окончании вуза не собирались работать в архивах. К тому же выпускники инсти-тута не имели права государственной службы, и некоторые ведом-ства (например, МИД) категорически отказывались от приема их в свои архивы.
Положение с кадрами, особенно на местах, оставалось мало-перспективным.
- Второй половины XIX века»
- Архивы в России во второй половине XIX в. - начале хх в.
- Искусство второй половины XIX века.
- 2. Просвещение во второй половине XIX века
- 11. Архитектура второй половины XIX века
- Скульптура середины и второй половины XIX века
- Тема 5. Архивы во второй половине XIX в.
- Во второй половине XIX века.
- Тема 3. Искусство второй половины XIX века.