logo
Государственная библиотечная политика

Библиотеки в новой социокультурной ситуации

В последние годы стали сильно меняться представления о задачах и возможностях библиотек, об их месте в культурной научной, образовательной и информационной инфраструктуре, их роль в политической жизни, развитии демократии, местного самоуправления, рыночной экономики, формировании глобального информационного пространства. Эти представления претерпевают изменения и на профессиональном, и на правительственном, и на обывательском уровне. Важнейшие задачи библиотек в современном мире все чаще формулируются как обеспечение свободного и неограниченного доступа к информации и сохранения ее источников. Библиотекаря же теперь все чаще называют не хранителем и пропагандистом книги, а информационным специалистом, навигатором в океане информации.

Входящая в третье тысячелетие современная библиотека - это уже не только книгохранилище, но и своеобразный «электронный архив». Это единственное место на Земле, где предоставляется доступ к информации и на традиционных ее носителях и в электронном виде. Новые информационные технологии открыли библиотекам огромные возможности, поставили их перед необходимостью решения принципиально новых задач. Освоение новых технологий привело к пересмотру фундаментальных представлений о роли и месте библиотек в обществе основных принципов организации библиотечного дела.

Для российских библиотек переход к новым технологиям драматически осложняется тем, что происходит не на устойчивом экономическом и политическом фоне, как на Западе, а на фоне систематического кризиса всего российского общества, изменения основополагающих принципов его социального и государственного устройства.

С началом политических и экономических реформ на пространстве бывшего СССР и всей Восточной Европы, с изменением государственной, информационной и культурной политики, библиотеки вступили в новый этап своего развития.

Происходит эволюция социальной роли библиотек. К традиционным функциям просветительского характера, сохранения и приумножения культурного наследия добавляются функции информационных центров представляющих доступ к национальным и мировым информационным сетям и банкам данных. Меняются традиционные библиотечные технологии, формы библиотечного обслуживания населения, характер воздействия с органами власти, различными социальными группами.

Государственная библиотечная политика тоже начала формироваться по иным законам, характер ее содержания и восприятия, границы ее воздействия и юрисдикции все время менялись и меняются, и этот процесс еще не вошел в спокойное, нормальное русло. Какой бы ни была политика центра местные власти теперь могут ее скорректировать и вопреки ей делать много прекрасного. И наоборот не делать ничего. Созданная в советское время сеть российских библиотек требует адаптации к новым политическим и экономическим условиям, модернизации на основе новых технологий в русле общемировых тенденций, с учетом всего накопленного передового опыта.

Именно эта задача должна быть в центре внимания и профессионального библиотечного сообщества, и органов управления библиотечным делом на всех уровнях - федеральном. Региональном, муниципальном.

Государственная библиотечная политика:

общие понятия

Любая политика проявляется в целях, которые она преследует, деятельности, которая способствует достижению этих целей, задачах, которые для этого надо решить, выбранных приоритетах и используемых средств.

Природу, характер, смысл, эффективность, достоинства и недостатки той или иной политики можно глубоко постичь только при наличии ясного понимания сущности самого предмета на который она направлена.

Из всего огромного множества определений библиотеки, говоря о государственной библиотечной политике выделяется то которое было выработано в ходе многолетней работе над федеральным законом «О библиотечном деле». Федеральный закон РФ «О библиотечной деле принятый Государственной Думой 23 ноября 1994 года определяет библиотеку как: «Информационное, культурное, образовательное учреждение располагающее организованным фондом тиражированных документов и предоставляющих их во временное пользование физическим и юридическим лицам». Всего лишь десятью годами ранее, в 1984 году, в российском (советском) обществе доминировало другое, во многом отличное от нынешнего, понимание библиотеки. Именно тогда, в 1984 году, Президиум Верховного Совета СССР утвердил «Положение о библиотечном деле в СССР», имевшее как «идеологические, культурно-просветительские и научно-информационные учреждения», призванные «обеспечить наибольшее полное и эффективное использование своих фондов в целях дальнейшего экономического, социально-политического и духовного прогресса советского общества, воспитания граждан в духе норм и принципов развитого социализма2.

Такое определение библиотеки было выработано в результате государственной, идеологической, культурной и информационной политики, проводившейся в СССР в течение более 60 лет.

Перемены в стране к началу 1990-х годов свели эту политику на «нет» и создали условие для возникновения другой, новой государственной библиотечной политики, соответствующей началу становления новых реалий страны с победившей демократией, открытой миру, ориентированной на создание правового общества с рыночной экономикой и гражданскими свободами.

Одно только сравнение двух документов - «Положение о библиотечном деле в СССР» и Федерального закона РФ «О библиотечном деле» - наглядно демонстрируют разительность различий общественно-политических и культурных контекстов, в которых они принимались и соответственно основ и целей государственной библиотечной политики - тогдашней и нынешней.

Анализируя эти законодательные акты, которые официально формируют различные социальные функции библиотек и являются основой для формирования и реализации государственной библиотечной политики, можно сделать следующие выводы.

В обоих случаях библиотечное дело трактуется как комплексная социально-культурная система, выполняющая целый ряд социальных функций, из которых и в 1984, и в 1994 году выделены три. В 1984 году - идеологическая, культурно-просветительская и научно-информационная. В 1994 году информационная, культурная и образовательная. То есть библиотеки должны быть обязательно прежде всего объектом государственной политики в области информации (исключая все ее аспекты), культуры и образования. Но в законе о библиотечном деле очерчены лишь базовые принципы государственной политики в области библиотечного дела, такие как:

- создание условий для всеобщей доступной информации и культурных ценностей, собираемых и предоставляемых в пользование библиотеками

- государственная поддержка развития библиотечного дела

- невмешательство в профессиональную деятельность библиотек.

В «Положении о библиотечном деле в СССР» была прописана Государственная межведомственная библиотечная комиссия (ГМБК), действующая при министерстве культуры СССР. На ее возлагались и рассмотрения основных направлений развития библиотечного дела, определение принципов размещения библиотек в стране, а также решения иных вопросов и ее решения являлись «обязательными для всех министерств, ведомств и организаций, имеющих в своем ведении библиотеки».

Сейчас в России нет законодательно определительного центрального органа, наподобие ГМБК, решения которого в вопросах библиотечного дела были бы для всех обязательными.

В «Положении о Министерстве культуры РФ», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 6 июля 1997 определены основные задачи МК РФ. Непосредственное отношение к библиотечному делу имеют некоторые из них такие как:

- Осуществление государственной политики в сфере культуры

- Определение целей и приоритетов в развитии библиотечного дела

- Управление деятельностью подведомственных библиотек (РГБ; РНБ; ГИБЛ; ГПИБ; ГОПБ; ГРЮБ; РГДБ; РГБС).

Но осуществление Министерства культуры РФ государственной культурно политики во всей ее полноте невозможно хотя бы уже потому, что важные сферы культуры тоже как книгоиздание, кино, цирк, СМИ и т.д. находятся в компетенции других ведомств. И действенных рычагов на них Министерство культуры РФ не имеет. Точно также обстоит дело и в отношении библиотек других ведомств.

В положении о МКРФ сказано, что в соответствии с возложенными на него задачами, министерство выполняет самые различные функции. Из них:

1) координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам отнесенным к компетенции министерства;

2) обеспечивает государственный учет, сохранение, реставрацию, пополнение, использование и популяризацию государственных, музейных и библиотечных фондов, создание и внедрение современных систем безопасности и информатизации государственных музеев и библиотек в РФ

3) осуществление межведомственную координацию в области библиотечного дела в том числе создание кооперативных библиотечных систем и информационных библиотечных сетей

4) реализует порядок использования и осуществляет государственный контроль а обеспечением сохранности и использования фондов подведомств библиотек, обеспечивает в установленном порядке управление фондами рукописей, рукописных материалов и памятников печати государственных библиотек.

В Положении о МКРФ есть статья 10 которая отвечает на вопрос: какие же полномочия зоны МК Правительством РФ для осуществления функций межведомственных комиссий?

Статья 10 «Для рассмотрения и выработки рекомендаций по наиболее важным вопросам, относящимся к компетенции МК РФ при Министерстве могут образовываться на общественных началах советы по культуре и искусству и другие совещательные органы, действующие на основании положений, утвержденных министерством культуры РФ.

Таким образом, сегодня прав директивного воздействия на политику других ведомств в отношении их подведомственных библиотек не имеют ни Министерство культуры ни создаваемые при нем на общественных началах разнообразные совещательные органы.

Особенность новой правовой ситуации состоит в том, что взаимодействие библиотек и взаимодействие ведомств на библиотечном поле перестало быть их вмененной обязанностью и является их добровольным неотъемлемым правом, которым они могут добровольно воспользоваться, тогда когда у них возникнет необходимость и желание взаимодействовать - как для наиболее эффективного содействия конкретных проблем, так и для выработки общей философии библиотечного дела.

Разумеется при такой децентрализации структура управления библиотечным делом процесс добровольной выработки совместных решений требует несравненно большой, чем прежде, деликатности и профессионализма. В этом контексте вопрос о том, кто является главным ведомством, отвечающим за формирование и реализацию государственной культурной политики, определение целей и приоритетов развития библиотечного дела, имеет 2 ответа. Формально - Министерство культуры РФ. На неформальном уровне, в реальной жизни, лидерство в библиотечной политики будет признаваться за теми, кто демонстрируя наивысший профессионализм, наибольшие творческие амбиции и активность, будет вносить наибольший вклад в разработку основополагающих программ, предоставляющих всеобщий интерес и всеобщую всероссийскую значимость.

Закономерно, что всю большую роль в осуществлении многополюсной государственной библиотечной политики играют крупные федеральные библиотеки различных ведомств. А не сами ведомства. В Законе РФ «О библиотечном деле», определены не одна «главная библиотека страны», а две имеющие равный статус и равные права национальные библиотеки. - РГБ и РНБ. Среди многих обязанностей этих библиотек законодательно закреплено и их участие «в разработке и реализации федеральной политики в области библиотечного дела». Аналогичные записи в уставах других семи федеральных библиотек. Подведомственных Министерству культуры, внесло само министерство, нацеливая их на то, чтобы быть и не только объектами, но и субъектами библиотечной политики.

С юридической точки зрения, государственная библиотечная политика всецело, в полном объеме распространяется исключительно на библиотеки федерального ведения. Особенно это касается нормативных актов, издаваемых федеральными органами власти. Для Региональных и муниципальных библиотек, не говоря уже о библиотеках, являющихся структурными подразделениями нефедеральных учреждений, эти акты носят не обязательный, а рекомендательный характер. Содержащиеся в них нормы могут уточняться и корректироваться с учетом местной специфики по усмотрению учредителей этих библиотек, а могут и вообще не приниматься во внимание. Это означает, что общегосударственного характера эти документы не носят, если только они не имеют статуса федерального закона, или же в федеральном законе специально не определено, что данные вопросы целиком относятся к компетенции Правительства России.

Воздействие на библиотеки тех или иных социальных групп и органов власти в разные моменты времени имеет неодинаковую силу.

Так, например, в начале 1990-х годов решающим в силе фактором воздействия на библиотеки оказалась совсем не государственная политика в области библиотек, а общая политика федерального правительства.

Следствием этих действий федеральное правительство стало то, что уровень материального состояния подавляющего большинства библиотек существенно снизился. Сказалось отсутствие навыка у новых властей и в центре, и на местах финансировать библиотеки должным образом, руководствуясь не устаревшими нормативами, а пониманием важности библиотек для общественного развития и удовлетворения общественных потребностей в знаниях и информации.

Резко снизилась зарплата работников библиотек, что повело к оттоку квалифицированных кадров, падению престижа библиотечной профессии, сократились объемы комплектования библиотечных фондов, усилился их моральный и физический износ, множество библиотек вообще закрылось.

Вместе с тем экономические и политические формы дали мощный толчок к переосмыслению миссии библиотек в обществе, открыли возможность изучения, распространения и внедрения в практику работы российских библиотек лучшего мирового опыта. Возникновение и развитие рынка компьютерной техники и телекоммуникационных услуг открыли путь к масштабной компьютеризации библиотек, наращиванию их информационного потенциала, повышению их социальной привлекательности. Недостаток средств привел к необходимости максимально эффективно их расходования, развитию маркетинговых подходов, культуры бюджетного проектирования, повышению квалификации и ответственности и т.д.

Таким образом, объективно наиболее мощное и решающее воздействие на библиотеки оказала не государственная библиотечная политика, а общая политика органов государственной власти.

Воздействие государства и общества на библиотеки в 1-й половине 90-х годов не было осознанным тщательно и специально спланированным, но при этом гораздо более результативнее чем влияние собственно государственной библиотечной политики, которую в это время проводили министерство культуры РФ, другие федеральные ведомства., а также органы государственной власти субъектов федерации по отношению к библиотекам, находящимся в их ведении и которая имела абсолютно охранительный для библиотек характер.