4. Стратегическая программа развития библиотечного дела в рф как инструмент реализации государственной библиотечной политики.
Концепция библиотечного обслуживания детей в России
Концепция описывает действующие модели библиотечного обслуживания детей и их развитие в ближайшее десятилетие, определяет цели и функции детских библиотек, пути, методы и средства достижения этих целей. Она исходит из анализа деятельности детских библиотек, информационно-библиотечного обслуживания детей в стране и учитывает назревшие проблемы библиотечного дела, происходящие в обществе демографические, политические, экономические и социально-культурные изменения и их влияние на условия функционирования библиотечной системы в целом и детских библиотек, в частности.
Данная концепция строится главным образом применительно к системе государственных и муниципальных библиотек системы Министерства культуры, обслуживающих детей. При разработке концепции авторы опирались на основные ориентиры культурной политики Министерства культуры РФ, приоритеты, выстроенные Отделом библиотек Минкультуры РФ на ближайшее десятилетие.
Концепция призвана служить базой для определения основных направлений, разработки программ развития и модернизации библиотечного обслуживания детей в России с 2001 до 2010 года. Важнейшим средством ее реализации должны стать конкретные общероссийские и региональные целевые программы библиотечного обслуживания детей как части соответствующих программ развития библиотечного обслуживания населения в целом.
Социокультурная адаптация, социализация детей – это важнейшее направление социокультурной политики, которое должно иметь общегосударственный статус и быть официально зафиксировано в обязанностях органов государственной власти, причастных к решению этой задачи. Библиотечное обслуживание – часть этой политики.
На федеральном и региональных уровнях функции библиотечной политики по отношению к детям должны быть следующими:
выработка общегосударственных и отраслевых принципов построения библиотечной политики, формирование и реализация федеральных и региональных программ развития библиотечного обслуживания населения с включением разделов, касающихся детей;
выработка правовых гарантий и административных механизмов библиотечного обслуживания детей, в том числе создания для них среды развития личности в библиотеках;
координация действий государственных, региональных органов управления и учреждений в решении социокультурной адаптации детей в целом и библиотечных проблем, в частности. В первую очередь, координация действий органов управления культурой, образованием, печати, молодежной политики и т.д.
В настоящее время существуют сложившиеся достаточно давно и действующие более или менее успешно различные модели библиотечного обслуживания детей.
1. Самостоятельные детские библиотеки и централизованные детские библиотечные системы, имеющие статус юридического лица. В силу своей самостоятельности они более независимы и могут более свободно проводить политику защиты интересов детей на свободный доступ к информации и приобщению к достижениям мировой и национальной культуры, используя для этого не только выделяемые бюджетные средства, но и привлекая дополнительные источники финансирования.
2. Государственные детские библиотеки РФ и субъектов РФ. В настоящее время в России действуют одна библиотека на федеральном уровне (Российская государственная детская библиотека) и 75 республиканских, областных, краевых детских библиотек. Большинство из них имеет статус центральной библиотеки региона, закрепленный в региональных законах о библиотечном деле. Все крупнейшие детские библиотеки в соответствии с 15 федеральным и региональными законами о библиотечном деле выполняют функции центральных библиотек: мемориальную, то есть собирание с наибольшей полнотой, хранение и использование литературы для детей и подростков с целью сохранения этих собраний для последующих поколений; перераспределения и взаимоиспользования фондов, что очень важно в условиях недостаточного комплектования библиотек регионов детской литературой; организации научно-исследовательской работы и оказания методической помощи библиотекам региона.
Модернизация крупных детских библиотек должна строиться:
на внедрении новых информационных технологий во все сферы деятельности центральной библиотеки региона;
на поиске и апробации новых форм обслуживания пользователей, в том числе библиотек региона;
на расширении деятельности библиотеки, укреплении ее корпоративных и межведомственных связей;
на усилении ее роли как центрального книгохранилища региона.
Центральные детские библиотеки должны стать подлинными научно-исследовательскими центрами по изучению детского чтения и детской литературы, центрами мониторинга библиотечного обслуживания детей и распространения чтения среди детского населения.
5. Федеральная целевая программа «культура России». Направления реализации программы в области библиотечного дела. Результаты реализации программы в 2010 году.
Цели:
1. Сохранение культурного наследия России;
2. Формирование единого культурного пространства, создание условий для обеспечения доступа различных групп граждан к культурным благам и информационным ресурсам;
3. Создание условий для сохранения и развития культурного потенциала нации;
4. Интеграция в мировой культурный процесс;
5. Создание условий для адаптации сферы культуры к рыночным условиям существования
Обеспечение сохранности культурного наследия России, в т.ч. недвижимых памятников истории и культуры, музейных ценностей, библиотечных фондов и архивных документов:
увеличение доли объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия федерального значения до 33,5%;
увеличение доли отреставрированных уникальных и особо ценных архивных документов в общем объеме документов этих категорий, подлежащих реставрации, до 3%;
увеличение доли архивных документов, находящихся в нормативных условиях, обеспечивающих их постоянное (вечное) хранение, в общем числе архивных документов до 21%;
Укрепление единого культурного пространства, культурных связей между регионами, выравнивание доступа к культурным ценностям жителей различных регионов страны и социальных групп:
увеличение доли представленных (во всех формах) зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда до 15%;
увеличение ежегодного роста количества посещений музеев в 2010 г. до 2%
Отечественная культура развивается в сложных условиях, когда многие идеологические догмы утратили свое значение, а новые ценности и социальные установки еще только формируются.
Формирование гражданского общества обусловило рост творческой инициативы граждан, возникновение новых театров, музеев, творческих коллективов и объединений, что обеспечило оптимальные условия для развития отечественной культуры. Появились новые типы потребителей и заказчиков профессионального искусства, строящие свои отношения с творческими деятелями на рыночных принципах.
В 90-е годы прошлого столетия государство сокращало свое участие в поддержке отечественной культуры, полагая, что формирующийся рынок самостоятельно решит возникающие проблемы. В результате этого было значительно уменьшено влияние культуры на российское общество.
1. "Создание национальной электронной библиотеки" в 2010 году.
Пополнение электронных коллекций электронного информационного ресурса Национальной электронной библиотеки в объеме 1 068 320 страниц, в том числе:
2. "Развитие и ведение сводного каталога библиотек России" в 2010 году.
В рамках проекта произошло общее увеличение баз данных системы СКБР на 1,5 млн. записей;
3. Поставка в 2010 г. комплексов информационно-библиотечного обслуживания населенных пунктов, не имеющих библиотек.
Поставка Автотранспортного средства ISUZU для организации мобильной системы обслуживания 5 населенных пунктов, не имеющих библиотек (Брянская, Белгородская, Ивановская и Курская области, Республика Карелия).
4. Поставка в поселенческие и межпоселенческие библиотеки программно-аппаратных комплексов "Модельная сельская библиотека"
Поставка в поселенческие и межпоселенческие библиотеки 44 информационно-справочных комплексов «Модельная сельская библиотека» с целью создания условий для модернизации сельских библиотек, Информационно-справочный комплекс «Модельная сельская библиотека» (далее –Комплекс) состоит из:
• 1000 наименований книжных изданий в количестве 44 экземпляров;
• 200 наименований электронных мультимедийных изданий на компакт-дисках в количестве 44 экземпляров.
6. Национальная программа сохранения библиотечных фондов: цель, задачи, структура программы, результаты реализации подпрограммы.
Цели Программы
Сохранение в интересах настоящих и будущих поколений библиотечных фондов Российской Федерации, являющихся одной из важнейших составляющих духовного и материального богатства, культурного и информационного потенциала нации.
Задачи Программы
-Обеспечение нормативных условий хранения библиотечных фондов.
-Организация комплексной системы безопасности библиотечных фондов РФ.
-Создание федеральных и региональных центров сохранения библиотечных фондов.
-Проведение целенаправленной политики в сфере сохранения библиотечных фондов в процессе их использования.
-Создание системы единого общегосударственного учета библиотечных фондов России.
-Создание единой распределенной системы – Фонда книжных памятников России. Государственная регистрация книжных памятников.
-Сохранение информации. Создание Российского страхового фонда документов библиотек.
-Создание нормативной базы и методического обеспечения комплекса работ с библиотечными фондами.
-Техническое обеспечение программы, внедрение новейшей техники и технологий в процессы работы с библиотечными фондами.
-Создание системы специального образования, предусматривающей подготовку и переподготовку квалифицированных кадров библиотекарей, хранителей и реставраторов в средних и высших учебных заведениях. Обеспечение библиотек соответствующими штатными возможностями и квалифицированными специалистами.
- Формирование общественного мнения по проблемам сохранности книжных фондов.
Национальная программа сохранения библиотечных фондов Российской Федерации рассчитана на 10 лет и включает в себя следующие основные направления, которым соответствуют 7 подпрограмм:
1. Консервация документных фондов библиотек.
2. Создание Российского страхового фонда документов библиотек.
Сохранение информации.
3. Книжные памятники Российской Федерации.
4. Безопасность библиотечных фондов.
5. Сохранение библиотечных фондов в процессе использования.
6. Учет библиотечных фондов.
7. Кадровое обеспечение процессов сохранения фондов.
В качестве механизма реализации Национальной программы сохранения библиотечных фондов предусмотрено закрепление за каждой подпрограммой базовой организации, являющейся ее основным разработчиком, а также организационным, методическим и координационным центом ее реализации. Базовые организации работают в тесном контакте с федеральными и региональными библиотеками, другими учреждениями культуры.
Подпрограмма рассчитана на 10 лет.
Помимо собственно создания высокоэффективных систем обеспечения безопасности библиотек, подпрограмма параллельно решает следующие вопросы:
-устраняет параллелизм и неоправданные финансовые затраты на обеспечение безопасности библиотек;
-создает предпосылки для успешной реализации других подпрограмм Национальной программы сохранения библиотечных фондов Российской Федерации;
-привлекает внимание общественности и СМИ к состоянию безопасности библиотек.
Семинар 3.
Организационная структура управления библиотечным делом в РФ
- Семинар 1. Приоритеты государственной библиотечной политики в рф.
- 1. Понятие «государственная библиотечная политики»
- 2. Общая характеристика направления одного из направлений реализации государственной библиотечной политики.
- 4. Стратегическая программа развития библиотечного дела в рф как инструмент реализации государственной библиотечной политики.
- 1. Федеральные органы управления библиотечным делом.
- 2.Роль исполнительных органов субъектов рф в управлении библиотечным делом.
- 3. Полномочия органов местного самоуправления в области библиотечного дела.
- 4. Администрация библиотек как низовое звено управления библиотечным делом.