2.2 Описание документов и дел личного происхождения
При описании документов и дел личного происхождения учитывается особенность этих материалов.
В фондах личного происхождения, как правило, откладываются творческие материалы, переписка, альбомы, записные книжки, материалы биографического, служебного и имущественно-хозяйственного характера, а также материалы членов семьи и других лиц. В составе фонда могут быть коллекции документов или иных материалов.
В процессе описания документов и дел личного происхождения на карточках фиксируются следующие информационные характеристики Организация использования документов ГАФ СССР. Пособие для архивистов. М., 2010., С. 117.:
· фамилия, имя, отчество фондообразователя, которые являются и названием фонда;
· заголовок дела;
· крайние даты документов дела;
· количество листов;
· архивный шифр.
Основная специфика при описании документов личного происхождения заключается в составлении заголовка.
В основе заголовков лежат уже известные элементы: виды документов или дел, автор, корреспондент, вопрос. Значительно реже в заголовке указывают территорию и время, а также особенности материалов.
При составлении заголовков необходимо учитывать, на что они составляются: на рукописи или переписку, альбомы или другие материалы.
Рассмотрим приемы составления заголовков на основные материалы фондов личного происхождения.
В заголовке на рукопись указывают автора, название произведения, жанр, а также наличие дарственных надписей, правок и других приписок с указанием их авторства, например:
А.Н. Островский. «Доходное место». Пьеса.
Если в рукописи отсутствует название, то в заголовке указывается ее первая строка, например:
Б.П. Корнилов. «Без тоски, без грусти, без оглядки...». Стихотворение.
В заголовке на переписку указывают вид документа, автора и корреспондентов, содержание, если оно касается одного вопроса, а также наличие приложений, приписок и других особенностей, например:
Письма А.М. Коллонтай В.Л. Юреневой.
В письмах родственников рекомендуется указывать их родственные связи, а в письмах замужних женщин -- фамилию писать по мужу, указывая в скобках их девичью фамилию, а также фамилию их первого мужа, например:
Письма В.А. Жуковского М.А. Вяземской (урожденной Столыпиной, по первому мужу Бек).
В заголовке на альбомы указывают автора альбома и краткое содержание записей, фотографий и других материалов с обозначением их авторства, а также отражают внешние особенности альбома, например:
Альбом К.К. Олимпова со стихотворениями С.Д. Дрожжина, А.А. Коринфского и др.; рисунками И.Е. Репина, С.И. Пичугина. В бархатном переплете.
При составлении заголовков необходимо учитывать, на что они составляются: на рукописи или переписку, альбомы или другие материалы.
Рассмотрим приемы составления заголовков на основные материалы фондов личного происхождения.
В заголовке на рукопись указывают автора, название произведения, жанр, а также наличие дарственных надписей, правок и других приписок с указанием их авторства, например:
А.Н. Островский. «Доходное место». Пьеса.
Если в рукописи отсутствует название, то в заголовке указывается ее первая строка, например:
Б.П. Корнилов. «Без тоски, без грусти, без оглядки...». Стихотворение.
В заголовке на переписку указывают вид документа, автора и корреспондентов, содержание, если оно касается одного вопроса, а также наличие приложений, приписок и других особенностей, например:
Письма А.М. Коллонтай В.Л. Юреневой.
В письмах родственников рекомендуется указывать их родственные связи, а в письмах замужних женщин -- фамилию писать по мужу, указывая в скобках их девичью фамилию, а также фамилию их первого мужа, например:
Письма В.А. Жуковского М.А. Вяземской (урожденной Столыпиной, по первому мужу Бек).
В заголовке на альбомы указывают автора альбома и краткое содержание записей, фотографий и других материалов с обозначением их авторства, а также отражают внешние особенности альбома, например:
Альбом К.К. Олимпова со стихотворениями С.Д. Дрожжина, А.А. Коринфского и др.; рисунками И.Е. Репина, С.И. Пичугина. В бархатном переплете.
В тех случаях, когда альбом имел конкретное название, оно указывается до раскрытия его содержания, например:
Альбом П.И. Карпова «Книжка 44 уродов -- портретов писателей с их автобиографиями» с зарисовками и записями Д.М. Алтаузена, В.В. Вишневского, Я. Купали и др.
Заголовок на записные книжки составляется очень кратко: в нем указывают вид дела и автора, например:
Записные книжки Н.С. Каржановского.
В фондах личного происхождения очень часто на книгах, альбомах и других натериалах встречаются дарственные надписи выдающихся лиц. В этих случаях составляют заголовок на дарственные надписи, в которой указывают автора надписи, корреспондента (кону она предназначена) и на чем она сделана, например:
Дарственные надписи Ф.И. Шаляпина и Иолы Торнаги.
В заголовках на биографические, служебные, имущественно-хозяйственные материалы, а также на материалы общественной деятельности и бытового характера указывают виды документов или дела, автора, краткое содержание и особенности материалов: авторские правки, газетные вырезки и т.д., например:
Рецензии о творчестве М.В. Исаковского. Газетные вырезки.
В заголовке на названные материалы после основных элементов необходимо указать в круглых скобках виды документов, например:
Материалы о праздновании дня рождения и 50-летия литературной деятельности И.А. Крылова (тексты приветствий и тостов, телеграммы).
В заголовках на фотографии указывают вид документа, инициалы и фамилии изображенных лиц, событие, например:
Фотография Т.Л. Щепкиной-Куперник.
При описании фотографии местностей и пейзажей в заголовке кроме вида документа дается описание изображения.
Если на фотографии сделаны дарственные надписи, то это отмечается в заголовке с указанием лиц, которым они адресованы, например:
Фотография А. Павловой с дарственной надписью А.А. Бахрушину.
Основными изобразительными материалами в фондах личного происхождения являются рисунки, чертежи и тому подобные материалы.
В заголовках на рисунки, эскизы, чертежи, гравюры кроме характера материалов указывают автора, корреспондента, дают описание изображения, а также отмечают наличие дарственных надписей и других особенностей, например:
Офорты с видами городов Германии с дарственными надписями А.И. Тургеневу студентов Теттингенского университета.
Гравюры Т.Г. Шевченко «В шинке» и «Ростовщик» с дарственными надписями В.М. Лазаревскому.
Медная доска с гравированным портретом В.А. Жуковского работы Ф. Вендрамини с оригинала О.А. Кипренского.
При неустановленном авторстве документов и дел личного происхождения в заголовке пишут «неустановленный автор», например:
Письмо А.С. Пушкина не установленному лицу с обращением Иван Сергеевич.
При описании не полностью сохранившихся материалов указывают степень их полноты: отрывок, неполный текст, без конца, например:
К.С. Семенов. «Воспоминания». Отрывок. Письмо Г.С. Петрова Л.К. Игнатьеву. Без конца.
При определении способа написания или воспроизведения материалов указывают:
§ автограф или черновой автограф;
§ авторская машинопись, машинопись с авторской правкой или авторизованная машинопись (когда только подпись или дата -- автографы);
§ машинописная или рукописная копия;
§ фотокопия или ксерокопия;
§ вырезки из журналов, газет и др.
Например:
Пьесы В.М. Киршона, Б.А. Лаврентьева и др., поставленные С.Г. Розановым. Машинопись с его пометками.
Статьи о жизни и творчестве Г.К. Никифорова. Журнальные и газетные вырезки.
Фотография В. Гюго с дарственной надписью Е.А. Черкасской. Фотокопия.
- 2.3. Фондирование архивных документов
- Раздел 7.Описание архивных документов и научно-справочный аппарат к документам архива
- Тема XV Научное описание архивных документов
- Тема 4. Описание архивных документов
- Тема 10 Описание архивных документов
- Описание архивных документов
- 2.4. Библиографическое описание архивных документов
- Тема 4 Теоретические основы классификации и описания архивных документов
- 9. Описание архивных документов
- Описание архивных документов и система научно-справочного аппарата с документами