logo search
Государственная библиотечная политика

Новые проблемы и новые возможности в управлении библиотечным делом

Изменение Конституции РФ, принятие целого ряда общих законов, включая Основы законодательства о культуре, автоматически изменили всю систему государственного управления вообще, управления социальной сферой и культурой в частности.

Значительная часть полномочий по управлению публичными библиотеками была передана от федеральных органов управления по региональный и местный уровень, от региональных органов на муниципальный; от всех органов управления являющихся учредителями библиотек, непосредственно самим библиотекам и их администрациям. Гражданский Кодекс и отраслевые законы предоставляли водителям резко свободу действий практики не имеющих аналогов за рубежом.

Проводимые в стране реформы одновременно и стимулируют и тормозят реализацию инновационных проектов прежде всего из-за недостатка средств. Поэтому деятельность органов управления должна носить компенсаторный характер: едва ли не основные усилия должны направляться на создание и поддержание в профессиональной среде атмосферы творчества, взаимопонимания, сотрудничества. При этом библиотеки должны учиться друг у друга, не таить профессиональных секретов, понимая, что все они делают одно общее дело и что только корпоративная совместная работа определит их прогресс.

Амбиции и энтузиазм библиотек и библиотекарей должны всячески и всемерно поощряться.

Общепризнанно, что стиль и методы управления зависят от личностных качеств менеджера. В переходные периоды, отягощенные недостатком ресурсов таковые приобретают особое значение.

Если меньше ресурсов имеется в распоряжении органов управления и отдельных библиотек, тем более высокие профессиональные и социальные требования должны предъявляться к руководителям.

Эффективной и результативной государственная политика в демократических странах может быть только тогда, когда она находит понимание и поддержку у профессиональной среды. Для этого политика должна быть научно-обоснованной, внятной, ответственной и открытой. Министерство культуры РФ призвано заниматься главным образом и в первую очередь тем, что никто, кроме него, не в состоянии, по различным причинам, заниматься, - то есть теми проблемами которые не могут быть решены ни на уровне регионов, ни на уровне отдельных библиотек.

В свою очередь каждой библиотеке - и крупнейшей федеральной, и маленькой муниципальной надо трезво оценить реальное положение дел, свои возможности и стремиться определить для себя те направления работ, где она может наилучшим образом себя проявить, вести свой неповторимый вклад в общее дело, добиться успеха и признания.

Но достичь поставленных целей только за счет усилий, которые предпринимаются изнутри профессиональной среды, невозможно, важно выносить обсуждение библиотечных проблем и во внебиблиотечную среду, добиваться общественного признания той большой работы, которую проводят библиотеки, привлекать внимание и общества и властей к состоянию и задачам информационного обслуживания населения, роли, которую играют в этом процессе библиотеки, к возникающих из этого потребностям библиотек.

Необходимые средства на развитие библиотечной сферы начнут направляться тогда, когда все, их распределяющие поймут, что библиотека есть прежде всего не очаг духовности, не культпросвет, не приятное напоминание о детстве. а ворота в мир знаний, неиссякаемый источник интеллекта, без которого Россию и не понять, и не преобразовать.