logo
Архивное дело во второй половине XIX в.

Архивные кадры

Положение с архивными кадрами в этот период было тяжелое. Архивная служба даже в крупных столичных архивах не считалась престижной, оклады были значительно меньше, чем у других чиновников. На местах же, как правило, в архивы назначались работники «нарочно самые старые». Для подготовки квалифицированных сотрудников необходимо было специальное учебное заведение, вопрос о создании которого ставился в России еще в начале XIX в. Вообще в XIX столетии в европейских странах усилились требования к профессиональной подготовке архивистов. Поэтому был создан ряд архивных учебных заведений: Школа хартий (Франция), Венский институт исторических исследований (Австро-Венгрия), Мюнхенская и Марбургская школы (Германия). Общей чертой для них являлось то, что преподавание всех предметов ориентировалось на изучение средневековых источников. Это соответствовало основной ориентации исторической науки того времени. Не являлся исключением и Петербургский археологический институт, «Положение» о котором было утверждено в 1877 г., а функционировать он стал в январе 1878 г. Правительство с большой неохотой дало согласие на его создание. Институт открывался как опытное учебное заведение, т.е. его могли в любое время закрыть, и государство отказывало ему в какой-либо помощи.

Петербургский археологический институт создавался для подготовки «специалистов по русской старине, для занятия мест в архивах правительственных, общественных и частных» Назин И.С. Из истории архивного дела в дореволюционной России // Архивное дело. Его цель заключалась в том, чтобы восполнить недостатки университетского преподавания исторических и специальных дисциплин и таким образом подготовить специалистов-профессионалов. В институте преподавалось 12 дисциплин: палеография, хронология, нумизматика, древняя география и др. Лекции читали Местные специалисты А.И Соболевский, Н.П. Лихачев II.Е. Андриевский, А.П. Воронов и др. В первые годы институт ни опил исключительно архивистов. Преподаванию археологии уделялось незначительное внимание. Изредка также предпринимались поездки на раскопки. Количество выпускников было невелико: от 15 до 20 человек ежегодно. Вскоре после открытия институт столкнулся с большими финансовыми трудностями. На его совете весной 1878 г. даже ставился вопрос о закрытии института, и лишь материальная помощь со стороны Калачова предотвратила его ликвидацию.

Институт не оправдал возлагавшихся на него надежд: контингент слушателей был мал и большинство из них по Окончании вуза не собирались работать в архивах. К тому же выпускники института не имели права государственной службы, и некоторые ведомства (например, МИД) категорически отказывались от приема их в свои архивы. Положение с кадрами, особенно на местах, оставалось малоперспективным.