logo
Великие ораторы Рима. Марк Фабий Квинтилиан

10. Сравнение позиций Квинтилиана и Цицерона

Педагог по призванию, Квинтилиан видит залог расцвета красноречия не в узкой разработке риторической теории, а во всестороннем воспитании практического оратора. Это отголосок гуманистического идеала Цицерона, выдвинутого им в трактате «Об ораторе». Основная цель воспитания оратора -- нравственность и вкус: развитию нравственности должен служить весь образ жизни оратора начиная с младенческих лет, развитию вкуса должен служить весь курс его риторических занятий, систематизированный, освобожденный от излишней догматики, ориентированный на лучшие, классические образцы, главным из которых является, конечно, Цицерон. «Чем больше тебе нравится Цицерон, тем больше будь уверен в своих успехах», -- пишет Квинтилиан. И все-таки полное возрождение цицероновской программы для Квинтилиана невозможно.

Несмотря на общность позиций (оба автора считают риторику как наукой, так и искусством, различают три стиля речи и три ее великие цели), взгляды Квинтилиана и Цицероном различаются по нескольким важным позициям:

- для Цицерона основу риторики представляет освоение философии, для Квинтилиана -- изучение классических писателей;

- Цицерон хочет видеть в ораторе мыслителя, Квинтилиан -- стилиста;

- Цицерон ратует против школярства, за практическое образование на форуме, у Квинтилиана центром всей образовательной системы является риторическая школа;

- для Цицерона критерий ораторского успеха -- одобрение народа, для Квинтилиана -- суждение литературно искушенных ценителей.

Все показывает глубокую разницу двух эпох: при Цицероне красноречие было орудием общественной борьбы, при Квинтилиане -- стало ученым развлечением в общественном застое.