Принципы автоматизации налоговой службы

реферат

1. Структура системы управления Государственной налоговой службой

Решая задачу информатизации Государственной налоговой службы, нужно знать, какие функции она выполняет, на каком уровне и как осуществляется взаимодействие между уровнями иерархии.

Система управления налогообложением в Российской Федерации представляет собой единую централизованную систему, построенную по принципу многоуровневой иерархической организации: республиканского, областного и районного уровней. Каждый уровень имеет свои функции и специфику.

Органом (субъектом) управления системой налогообложения в России является Государственная налоговая служба РФ, состоящая из подразделений, осуществляющих методологическое руководство и контроль за налогообложением по видам (отраслям) налогов.

К областному уровню относятся государственные налоговые инспекций входящих в состав Российской Федерации республик, краев, областей, городов республиканского подчинения.

Районный уровень охватывает государственные налоговые инспекции городов краевого, областного подчинения, сельских районов, районов в городах республиканского и областного подчинения.

Главной задачей налоговых служб Российской Федерации является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации и республик в её составе, органами государственной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, районов, городов, районов в городах в пределах их компетенции.

Низовые налоговые службы осуществляют непосредственное взаимодействие с налогоплательщиками посредством реализации определенных функций.

Основными функциями государственных налоговых инспекций по районам, городам без районного деления и районам в городах являются.

1. Осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет.

2. Обеспечение своевременного и полного учета плательщиков налогов и платежей в бюджет.

3. Обеспечение правильности исчисления платежей гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также поступление этих платежей в соответствующий бюджет.

4. Контроль за своевременностью представления плательщиками бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых расчетов, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой платежей в бюджет, а также проверка достоверности этих документов в части правильности определения прибыли, дохода, иных объектов обложения и исчисления налогов и других платежей в бюджет.

5. Осуществление возврата излишне взысканных и уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет через банки и иные финансово-кредитные учреждения.

6. Взаимодействие с соответствующими органами исполнительной власти, правоохранительными и финансовыми органами, банками по вопросам контроля за правильностью реализации и исполнения налогоплательщиками законодательных и других распорядительных документов.

7. Передача правоохранительным и судебным органам материалов по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность.

8. Обеспечение правильности применения финансовых санкций, предусмотренных законодательством Российской Федерации и республик в её составе за нарушение обязательств перед бюджетом, административных штрафов за эти нарушения и своевременность взыскания средств по ним.

9. Осмотр, фиксация содержания и изъятие у предприятий, учреждений и организаций документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (до хода) или иных объектов от налогообложения.

10. Осуществление работ по учету, оценке и реализации конфискованного, бесхозного имущества и имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов.

11. Получение от предприятий, учреждений, организаций, финансовых органов и банков документов, на основании которых ведут оперативно-бухгалтерский учет (по каждому плательщику и виду платежа) сумм налогов и других платежей, подлежащих уплате и фактически поступивших в бюджет, а также сумм финансовых санкций и административных штрафов.

12. Приостановление операций предприятий, учреждений, организаций и граждан по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях в случаях непредставления (или отказа представить) государственным налоговым инспекциям и их должностным лицам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет.

13. Составление, анализ и представление вышестоящим государственным налоговым органам установленной отчетности, а районным и городским финансовым органам -- ежемесячных сведений о фактически поступивших суммах налогов и других платежах в бюджет.

14. Рассмотрение заявлений, предложений и жалоб граждан, предприятий и организаций по вопросам налогообложения и жалоб на действие должностных лиц государственных налоговых инспекций.

15. Ведение в установленном порядке делопроизводства, осуществление учета поступающей корреспонденции и бланков документов строгой отчетности.

Состав и структура системы управления налогообложением Российской Федерации соответствуют её административно-территориальному делению.

Основными задачами Государственной налоговой службы РФ являются следующие:

- учет налогоплательщиков (по категориям, территории, видам налогообложения, роду деятельности);

- учет поступления налогов (по категориям налогоплательщиков, территории, видам налогов, роду деятельности, банкам);

- анализ динамики поступления налогов по всем отслеживаемым признакам;

- информирование органов власти о поступлении налогов (республиканских, местных);

- совершенствование функционирования системы налогообложения (законодательная инициатива, методические разработки, информационное обеспечение, взаимодействие с органами власти в части исполнения налогового законодательства);

- информирование налогоплательщиков по вопросам налогового законодательства и разъяснение им системы налогообложения.

Основная цель системы управления налогообложением состоит в оптимальном и эффективном развитии экономики посредством воздействия на объекты управления: госпредприятия, кооперативные и общественные организации, совместные предприятия, акционерные общества (АО), малые предприятия, население и т.д. со стороны субъекта управления -- государства в лице налоговой службы -- системой установленных законодательством налогов.

В связи с вышеизложенным можно определить цели функционирования автоматизированной информационной системы (ЛИС) «НАЛОГ»:

- совершенствование оперативности работы и производительности труда налоговых инспекторов;

- повышение достоверности данных по учету налогоплательщиков и эффективности контроля за соблюдением налогового законодательства;

- оперативное получение данных о поступлении налогов (по каждому налогоплательщику или группе налогоплательщиков, по каждому виду налогов или группе налогов) по запросу на любую дату учета на любых вертикальных уровнях системы управления налогообложением;

- улучшение качества и оперативности бухгалтерского учета;

- углубленный анализ динамики поступления сумм налогов и возможность прогноза этой динамики;

- обеспечение полной и своевременной информированности налоговых инспекций всех уровней о налоговом законодательстве на любую дату учета, начиная с текущей и ранее;

- своевременное информирование администрации обслуживаемой территории о поступлении налогов и соблюдении налогового законодательства;

- сокращение объема бумажного документооборота;

- совершенствование оперативности и качества принимаемых решений по управлению налогообложением с целью повышения эффективности его функционирования.

2. Информационно-логическая модель автоматизации

компонентов налоговой службы

Одной из приоритетных задач налоговой службы являются разработка и реализация целевой комплексной программы информатизации налоговых органов города -- как системы мер организационного, научно-технического, кадрового, материального и финансового характера, направленных на решение проблем информационного обеспечения.

Для разработки такой программы определим объекты информатизации.

Объекты информатизации распределяются по двум основным уровням: региональному и территориальному.

На региональном уровне объектом информатизации являются аппарат Государственной налоговой инспекции по краям, областям и городам Москве и Санкт-Петербургу (руководство налоговой инспекции), налоговые управления, Управление методики и ревизий, Управление учета и отчетности, Управление анализа и прогнозирования, Контрольное управление, Управление налогообложения иностранных юридических и физических лиц, Юридическое управление, Бюро государственного реестра предприятий, Управление кадров и учебных заведений, Управление делами, Управление материально-технического снабжения и др.

На районном уровне к объектам информатизации относятся государственные территориальные налоговые инспекции (ГТНИ).

Рассмотрим подход к информатизации налоговой службы Москвы, которая реализует принцип двухуровневой структуры, обозначенной выше, и вполне может быть перенесена на различные регионы страны.

Основными направлениями информатизации являются:

- создание информационной системы налоговой службы области, города;

- разработка и внедрение в практику работы новых эффективных информационных технологий;

- создание современной коммуникационной сети, обеспечивающей информационный обмен как внутри системы, так и с информационными системами Государственной налоговой службы РФ, налоговой полиции и другими информационными системами служб администрации области, города;

- подготовка кадров к работе в новой информационной среде.

Реализация указанных направлений потребует определенных материальных затрат. Вместе с тем эффект от правильно спланированной и проведенной в жизнь политики информатизации дает значительный выигрыш. Результатами информатизации являются не только принципиально новые возможности для решения задач, стоящих перед налоговой службой города, но и изменения в характере труда специалистов в сторону его интеллектуализации, освобождения от рутинных операций.

Информатизация создает возможности для внедрения проблемно-целевого метода управления налоговой службой города, области.

Информатизация должна обеспечивать создание условий для эффективного решения стоящих перед налоговой службой города, области задач и основываться на комплексном охвате основных направлений деятельности. При этом максимальный эффект достигается только тогда, когда информатизация пронизывает деятельность организации в целом, приобретает масштабы системы. Этому способствует прогресс в области вычислительной техники. Развитие средств интегрированной обработки данных позволяет значительно повысить оперативность и эффективность решения управленческих задач.

Широкое использование непосредственно на рабочих местах персональных ЭВМ, соединенных локальной вычислительной сетью, дает возможность организовать индивидуализированную обработку информации.

Информационно-вычислительные мощности персонализируются, но при этом сохраняются централизованные базы данных, дополненные внутренней и внешней электронной связью.

Внедряемые информационные технологии призваны реализовать принцип: «Нужную информацию нужному сотруднику в нужное время».

Децентрализованный сбор и обработка информации (на рабочем месте сотрудника) позволят повысить полноту, точность и актуальность готовящихся документов, увеличить скорость их подготовки. Производительность труда на рутинных операциях увеличивается в несколько раз за счет применения на автоматизированных рабочих местах (АРМ) специального программного обеспечения.

Применение развитых средств электронной коммуникации (сетевые средства, электронная почта и др.) экономит до 20% рабочего времени. Общая стоимость обработки документов за счет применения электронных средств обработки и передачи информации уменьшается в 10-15 раз.

Мировая практика отвергла как неэффективные попытки сверхцентрализации и монополизации информационной деятельности. Наибольший эффект от создания общесистемных банков данных достигается тогда, когда они создаются в подразделениях, по роду своей деятельности осуществляющих анализ и оценку информация. В этом случае производятся естественное накопление и обработка сведений, поступающих в соответствии с установленными задачами и функциями подразделений в места их оценки и принятия решений, обеспечиваются полнота и актуальность банков данных, не нарушая традиционных, отлаженных взаимосвязей.

Необходимым требованием к информатизации налоговой службы города является обеспечение конфиденциальности информации, её защиты от несанкционированного доступа, преднамеренного уничтожения и хищения. Реализация этих условий должна достигаться системой организационных, технических и программных средств защиты.

Таким образом, основными принципами информатизации налоговой службы города являются:

- комплексность и системность информатизации, её подчиненность решению задач, стоящих перед налоговой службой в настоящее время и на перспективу;

- активность в обеспечении информационных потребностей пользователей;

- поэтапность и преемственность в проведении информатизации;

- интеграция с программой информатизации Государственной налоговой службы РФ и концепцией создания межведомственной информационной системы города;

- распределенность хранения и обработки информации;

- накопление информации в банках данных в местах её использования;

- совместимость общесистемных банков данных по входу, выходу и базовым задачам;

- предоставление пользователю удобного, автоматизированного доступа к информации в пределах установленной компетенции;

- одноразовый ввод информации и многократное, многоцелевое её использование;

- интеллектуализация обработки информации;

- обеспечение требуемой конфиденциальности информации.

Задачи информационного обеспечения Государственной налоговой инспекции определяются потребностями оперативного учета налогоплательщиков, контроля за соблюдением налогоплательщиками законодательства по вопросам налогообложения, своевременной и правильной уплатой налогов и других выплат в бюджет.

Вся поступающая в налоговые инспекции информация делится на следующие потоки:

- сведения о юридических и физических лицах, находящихся на данной территории;

- информация о поступлении и возврате налогов и других платежей;

- сведения о доходах, полученных всеми находящимися на данной территории плательщиками;

- информация, необходимая для организации работы налоговой инспекции.

Информационное обеспечение включает:

- систему классификации и кодирования;

- унифицированную систему документации; иерархическую систему банков данных; систему защиты данных.

Внутри территориальной налоговой инспекции циркулируют следующие потоки данных:

а) входящая информация по физическим лицам:

- заявление на регистрацию;

- прочие заявления, письма и жалобы граждан;

- акт обследования (опроса);

- декларация о совокупном денежном доходе;

- акт проверки расчета налога с владельцев строений и земельного налога;

- сведения о суммах доходов, выплаченных гражданину за год не по месту основной работы;

- сведения об авторских вознаграждениях;

б) входящая информация по юридическим лицам:

- устав и учредительный договор;

- свидетельство о регистрации;

- номер и дата регистрации в налоговой инспекции;

- источники формирования уставного фонда;

- баланс и приложения к нему;

- информация по авансовым платежам;

- письма, исковые заявления;

- акты проверок плательщиков налоговыми органами;

- налоговые расчеты и акты проверок налоговой полиции;

- справка о внесении в Госреестр предприятий, организаций;

- лицензия на право ведения той или иной деятельности;

- докладная записка на штрафы;

в) входящая информация из банковских учреждений:

- мемориальные ордера и уведомления;

- платежные поручения, выписки, инкассовые поручения;

- платежные извещения; отчет о кассовом исполнении бюджета; сведения о вновь открываемых расчетных и бюджетных счетах;

- сведения о финансовых операциях;

г) входящая информация из директивных органов:

- решения, постановления, приказы, распоряжения;

- письма, телеграммы, разъяснения, запросы, инструкции;

д) информация по оперативно-бухгалтерскому учету:

- реестр поступлений, акты сверки расчетов с налогоплательщиками и акты сверки поступлений по городскому бюджету;

- отчеты, заключения;

- инкассовые поручения и реестр к ним;

е) информация по камеральным проверкам:

- отчеты и расчеты по налогам и платежам; распределение доначисленных сумм; финансовые санкции и их распределение; справки о представлении деклараций; платежные извещения населению;

ж) информация по ревизиям:

- акты ревизий;

- акты проверок правильности взимания госпошлины и подоходного налога с граждан;

- протоколы, постановления по делам об административных нарушениях;

- предписания о приостановлении операций по счетам в финансово-кредитных учреждениях;

з) справочная информация:

- отчеты по поступлениям в бюджет и контрольной деятельности;

- аналитические записки и статистические таблицы;

- учетные и сводные сведения по налогоплательщикам;

- информация для передачи в вышестоящую организацию;

- информация для передачи в местные директивные органы; и) юридическая информация

Заключение

Происходящие в России изменения в области политики и экономики, изменение правовых и бюджетных отношений меж уровнями и ветвями власти, процесс интегрирования российской экономики в мировую, требуют проведения адекватной налоговой политики и построения эффективной, справедливой и стабильной налоговой системы.

Одной из приоритетных задач налоговой службы являются разработка и реализация целевой комплексной программы информатизации налоговых органов города -- как системы мер организационного, научно-технического, кадрового, материального и финансового характера, направленных на решение проблем информационного обеспечения.

АИС «НАЛОГ» может рассматриваться с двух сторон:

- позиции основной цели её создания -- наиболее полного и своевременного поступления налогов в бюджет;

- с позиции быстрого и эффективного процесса проектирования и внедрения технологии автоматизированной обработки, передачи и хранения налоговой информации, снижения трудоемкости и стоимости этих работ.

Список литературы.

1. Конституция Российской Федерации;

2. Налоговый Кодекс РФ части первая, вторая, М.:ИНФРА-М, выпуск 16 (36)/2005г.

3. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. "Об основах налоговой системы Российской Федерации".

4. Петрова. Г.В. Налоговое право: Учебник для вузов.,2-ое изд.,М.: Инфра-М), 2001г.

5. Пепеляев С.Г. «Основы налогового права», Учебник для вузов.,М.: ИНФРА - М), 2001г.

6. Акуленок Д.Н. Налоговый портфель. Учебное пособие для вузов. - М.: Сомитек, 2001г.

Делись добром ;)