Принципы автоматизации налоговой службы
1. Структура системы управления Государственной налоговой службой
Решая задачу информатизации Государственной налоговой службы, нужно знать, какие функции она выполняет, на каком уровне и как осуществляется взаимодействие между уровнями иерархии.
Система управления налогообложением в Российской Федерации представляет собой единую централизованную систему, построенную по принципу многоуровневой иерархической организации: республиканского, областного и районного уровней. Каждый уровень имеет свои функции и специфику.
Органом (субъектом) управления системой налогообложения в России является Государственная налоговая служба РФ, состоящая из подразделений, осуществляющих методологическое руководство и контроль за налогообложением по видам (отраслям) налогов.
К областному уровню относятся государственные налоговые инспекций входящих в состав Российской Федерации республик, краев, областей, городов республиканского подчинения.
Районный уровень охватывает государственные налоговые инспекции городов краевого, областного подчинения, сельских районов, районов в городах республиканского и областного подчинения.
Главной задачей налоговых служб Российской Федерации является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации и республик в её составе, органами государственной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, районов, городов, районов в городах в пределах их компетенции.
Низовые налоговые службы осуществляют непосредственное взаимодействие с налогоплательщиками посредством реализации определенных функций.
Основными функциями государственных налоговых инспекций по районам, городам без районного деления и районам в городах являются.
1. Осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет.
2. Обеспечение своевременного и полного учета плательщиков налогов и платежей в бюджет.
3. Обеспечение правильности исчисления платежей гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также поступление этих платежей в соответствующий бюджет.
4. Контроль за своевременностью представления плательщиками бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых расчетов, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой платежей в бюджет, а также проверка достоверности этих документов в части правильности определения прибыли, дохода, иных объектов обложения и исчисления налогов и других платежей в бюджет.
5. Осуществление возврата излишне взысканных и уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет через банки и иные финансово-кредитные учреждения.
6. Взаимодействие с соответствующими органами исполнительной власти, правоохранительными и финансовыми органами, банками по вопросам контроля за правильностью реализации и исполнения налогоплательщиками законодательных и других распорядительных документов.
7. Передача правоохранительным и судебным органам материалов по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность.
8. Обеспечение правильности применения финансовых санкций, предусмотренных законодательством Российской Федерации и республик в её составе за нарушение обязательств перед бюджетом, административных штрафов за эти нарушения и своевременность взыскания средств по ним.
9. Осмотр, фиксация содержания и изъятие у предприятий, учреждений и организаций документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (до хода) или иных объектов от налогообложения.
10. Осуществление работ по учету, оценке и реализации конфискованного, бесхозного имущества и имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов.
11. Получение от предприятий, учреждений, организаций, финансовых органов и банков документов, на основании которых ведут оперативно-бухгалтерский учет (по каждому плательщику и виду платежа) сумм налогов и других платежей, подлежащих уплате и фактически поступивших в бюджет, а также сумм финансовых санкций и административных штрафов.
12. Приостановление операций предприятий, учреждений, организаций и граждан по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях в случаях непредставления (или отказа представить) государственным налоговым инспекциям и их должностным лицам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет.
13. Составление, анализ и представление вышестоящим государственным налоговым органам установленной отчетности, а районным и городским финансовым органам -- ежемесячных сведений о фактически поступивших суммах налогов и других платежах в бюджет.
14. Рассмотрение заявлений, предложений и жалоб граждан, предприятий и организаций по вопросам налогообложения и жалоб на действие должностных лиц государственных налоговых инспекций.
15. Ведение в установленном порядке делопроизводства, осуществление учета поступающей корреспонденции и бланков документов строгой отчетности.
Состав и структура системы управления налогообложением Российской Федерации соответствуют её административно-территориальному делению.
Основными задачами Государственной налоговой службы РФ являются следующие:
- учет налогоплательщиков (по категориям, территории, видам налогообложения, роду деятельности);
- учет поступления налогов (по категориям налогоплательщиков, территории, видам налогов, роду деятельности, банкам);
- анализ динамики поступления налогов по всем отслеживаемым признакам;
- информирование органов власти о поступлении налогов (республиканских, местных);
- совершенствование функционирования системы налогообложения (законодательная инициатива, методические разработки, информационное обеспечение, взаимодействие с органами власти в части исполнения налогового законодательства);
- информирование налогоплательщиков по вопросам налогового законодательства и разъяснение им системы налогообложения.
Основная цель системы управления налогообложением состоит в оптимальном и эффективном развитии экономики посредством воздействия на объекты управления: госпредприятия, кооперативные и общественные организации, совместные предприятия, акционерные общества (АО), малые предприятия, население и т.д. со стороны субъекта управления -- государства в лице налоговой службы -- системой установленных законодательством налогов.
В связи с вышеизложенным можно определить цели функционирования автоматизированной информационной системы (ЛИС) «НАЛОГ»:
- совершенствование оперативности работы и производительности труда налоговых инспекторов;
- повышение достоверности данных по учету налогоплательщиков и эффективности контроля за соблюдением налогового законодательства;
- оперативное получение данных о поступлении налогов (по каждому налогоплательщику или группе налогоплательщиков, по каждому виду налогов или группе налогов) по запросу на любую дату учета на любых вертикальных уровнях системы управления налогообложением;
- улучшение качества и оперативности бухгалтерского учета;
- углубленный анализ динамики поступления сумм налогов и возможность прогноза этой динамики;
- обеспечение полной и своевременной информированности налоговых инспекций всех уровней о налоговом законодательстве на любую дату учета, начиная с текущей и ранее;
- своевременное информирование администрации обслуживаемой территории о поступлении налогов и соблюдении налогового законодательства;
- сокращение объема бумажного документооборота;
- совершенствование оперативности и качества принимаемых решений по управлению налогообложением с целью повышения эффективности его функционирования.
2. Информационно-логическая модель автоматизации
компонентов налоговой службы
Одной из приоритетных задач налоговой службы являются разработка и реализация целевой комплексной программы информатизации налоговых органов города -- как системы мер организационного, научно-технического, кадрового, материального и финансового характера, направленных на решение проблем информационного обеспечения.
Для разработки такой программы определим объекты информатизации.
Объекты информатизации распределяются по двум основным уровням: региональному и территориальному.
На региональном уровне объектом информатизации являются аппарат Государственной налоговой инспекции по краям, областям и городам Москве и Санкт-Петербургу (руководство налоговой инспекции), налоговые управления, Управление методики и ревизий, Управление учета и отчетности, Управление анализа и прогнозирования, Контрольное управление, Управление налогообложения иностранных юридических и физических лиц, Юридическое управление, Бюро государственного реестра предприятий, Управление кадров и учебных заведений, Управление делами, Управление материально-технического снабжения и др.
На районном уровне к объектам информатизации относятся государственные территориальные налоговые инспекции (ГТНИ).
Рассмотрим подход к информатизации налоговой службы Москвы, которая реализует принцип двухуровневой структуры, обозначенной выше, и вполне может быть перенесена на различные регионы страны.
Основными направлениями информатизации являются:
- создание информационной системы налоговой службы области, города;
- разработка и внедрение в практику работы новых эффективных информационных технологий;
- создание современной коммуникационной сети, обеспечивающей информационный обмен как внутри системы, так и с информационными системами Государственной налоговой службы РФ, налоговой полиции и другими информационными системами служб администрации области, города;
- подготовка кадров к работе в новой информационной среде.
Реализация указанных направлений потребует определенных материальных затрат. Вместе с тем эффект от правильно спланированной и проведенной в жизнь политики информатизации дает значительный выигрыш. Результатами информатизации являются не только принципиально новые возможности для решения задач, стоящих перед налоговой службой города, но и изменения в характере труда специалистов в сторону его интеллектуализации, освобождения от рутинных операций.
Информатизация создает возможности для внедрения проблемно-целевого метода управления налоговой службой города, области.
Информатизация должна обеспечивать создание условий для эффективного решения стоящих перед налоговой службой города, области задач и основываться на комплексном охвате основных направлений деятельности. При этом максимальный эффект достигается только тогда, когда информатизация пронизывает деятельность организации в целом, приобретает масштабы системы. Этому способствует прогресс в области вычислительной техники. Развитие средств интегрированной обработки данных позволяет значительно повысить оперативность и эффективность решения управленческих задач.
Широкое использование непосредственно на рабочих местах персональных ЭВМ, соединенных локальной вычислительной сетью, дает возможность организовать индивидуализированную обработку информации.
Информационно-вычислительные мощности персонализируются, но при этом сохраняются централизованные базы данных, дополненные внутренней и внешней электронной связью.
Внедряемые информационные технологии призваны реализовать принцип: «Нужную информацию нужному сотруднику в нужное время».
Децентрализованный сбор и обработка информации (на рабочем месте сотрудника) позволят повысить полноту, точность и актуальность готовящихся документов, увеличить скорость их подготовки. Производительность труда на рутинных операциях увеличивается в несколько раз за счет применения на автоматизированных рабочих местах (АРМ) специального программного обеспечения.
Применение развитых средств электронной коммуникации (сетевые средства, электронная почта и др.) экономит до 20% рабочего времени. Общая стоимость обработки документов за счет применения электронных средств обработки и передачи информации уменьшается в 10-15 раз.
Мировая практика отвергла как неэффективные попытки сверхцентрализации и монополизации информационной деятельности. Наибольший эффект от создания общесистемных банков данных достигается тогда, когда они создаются в подразделениях, по роду своей деятельности осуществляющих анализ и оценку информация. В этом случае производятся естественное накопление и обработка сведений, поступающих в соответствии с установленными задачами и функциями подразделений в места их оценки и принятия решений, обеспечиваются полнота и актуальность банков данных, не нарушая традиционных, отлаженных взаимосвязей.
Необходимым требованием к информатизации налоговой службы города является обеспечение конфиденциальности информации, её защиты от несанкционированного доступа, преднамеренного уничтожения и хищения. Реализация этих условий должна достигаться системой организационных, технических и программных средств защиты.
Таким образом, основными принципами информатизации налоговой службы города являются:
- комплексность и системность информатизации, её подчиненность решению задач, стоящих перед налоговой службой в настоящее время и на перспективу;
- активность в обеспечении информационных потребностей пользователей;
- поэтапность и преемственность в проведении информатизации;
- интеграция с программой информатизации Государственной налоговой службы РФ и концепцией создания межведомственной информационной системы города;
- распределенность хранения и обработки информации;
- накопление информации в банках данных в местах её использования;
- совместимость общесистемных банков данных по входу, выходу и базовым задачам;
- предоставление пользователю удобного, автоматизированного доступа к информации в пределах установленной компетенции;
- одноразовый ввод информации и многократное, многоцелевое её использование;
- интеллектуализация обработки информации;
- обеспечение требуемой конфиденциальности информации.
Задачи информационного обеспечения Государственной налоговой инспекции определяются потребностями оперативного учета налогоплательщиков, контроля за соблюдением налогоплательщиками законодательства по вопросам налогообложения, своевременной и правильной уплатой налогов и других выплат в бюджет.
Вся поступающая в налоговые инспекции информация делится на следующие потоки:
- сведения о юридических и физических лицах, находящихся на данной территории;
- информация о поступлении и возврате налогов и других платежей;
- сведения о доходах, полученных всеми находящимися на данной территории плательщиками;
- информация, необходимая для организации работы налоговой инспекции.
Информационное обеспечение включает:
- систему классификации и кодирования;
- унифицированную систему документации; иерархическую систему банков данных; систему защиты данных.
Внутри территориальной налоговой инспекции циркулируют следующие потоки данных:
а) входящая информация по физическим лицам:
- заявление на регистрацию;
- прочие заявления, письма и жалобы граждан;
- акт обследования (опроса);
- декларация о совокупном денежном доходе;
- акт проверки расчета налога с владельцев строений и земельного налога;
- сведения о суммах доходов, выплаченных гражданину за год не по месту основной работы;
- сведения об авторских вознаграждениях;
б) входящая информация по юридическим лицам:
- устав и учредительный договор;
- свидетельство о регистрации;
- номер и дата регистрации в налоговой инспекции;
- источники формирования уставного фонда;
- баланс и приложения к нему;
- информация по авансовым платежам;
- письма, исковые заявления;
- акты проверок плательщиков налоговыми органами;
- налоговые расчеты и акты проверок налоговой полиции;
- справка о внесении в Госреестр предприятий, организаций;
- лицензия на право ведения той или иной деятельности;
- докладная записка на штрафы;
в) входящая информация из банковских учреждений:
- мемориальные ордера и уведомления;
- платежные поручения, выписки, инкассовые поручения;
- платежные извещения; отчет о кассовом исполнении бюджета; сведения о вновь открываемых расчетных и бюджетных счетах;
- сведения о финансовых операциях;
г) входящая информация из директивных органов:
- решения, постановления, приказы, распоряжения;
- письма, телеграммы, разъяснения, запросы, инструкции;
д) информация по оперативно-бухгалтерскому учету:
- реестр поступлений, акты сверки расчетов с налогоплательщиками и акты сверки поступлений по городскому бюджету;
- отчеты, заключения;
- инкассовые поручения и реестр к ним;
е) информация по камеральным проверкам:
- отчеты и расчеты по налогам и платежам; распределение доначисленных сумм; финансовые санкции и их распределение; справки о представлении деклараций; платежные извещения населению;
ж) информация по ревизиям:
- акты ревизий;
- акты проверок правильности взимания госпошлины и подоходного налога с граждан;
- протоколы, постановления по делам об административных нарушениях;
- предписания о приостановлении операций по счетам в финансово-кредитных учреждениях;
з) справочная информация:
- отчеты по поступлениям в бюджет и контрольной деятельности;
- аналитические записки и статистические таблицы;
- учетные и сводные сведения по налогоплательщикам;
- информация для передачи в вышестоящую организацию;
- информация для передачи в местные директивные органы; и) юридическая информация
Заключение
Происходящие в России изменения в области политики и экономики, изменение правовых и бюджетных отношений меж уровнями и ветвями власти, процесс интегрирования российской экономики в мировую, требуют проведения адекватной налоговой политики и построения эффективной, справедливой и стабильной налоговой системы.
Одной из приоритетных задач налоговой службы являются разработка и реализация целевой комплексной программы информатизации налоговых органов города -- как системы мер организационного, научно-технического, кадрового, материального и финансового характера, направленных на решение проблем информационного обеспечения.
АИС «НАЛОГ» может рассматриваться с двух сторон:
- позиции основной цели её создания -- наиболее полного и своевременного поступления налогов в бюджет;
- с позиции быстрого и эффективного процесса проектирования и внедрения технологии автоматизированной обработки, передачи и хранения налоговой информации, снижения трудоемкости и стоимости этих работ.
Список литературы.
1. Конституция Российской Федерации;
2. Налоговый Кодекс РФ части первая, вторая, М.:ИНФРА-М, выпуск 16 (36)/2005г.
3. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. "Об основах налоговой системы Российской Федерации".
4. Петрова. Г.В. Налоговое право: Учебник для вузов.,2-ое изд.,М.: Инфра-М), 2001г.
5. Пепеляев С.Г. «Основы налогового права», Учебник для вузов.,М.: ИНФРА - М), 2001г.
6. Акуленок Д.Н. Налоговый портфель. Учебное пособие для вузов. - М.: Сомитек, 2001г.