Фоторобот

реферат

1. Принцип фоторобота.

Фоторобот - можно сравнить с изобразительным искусством. Впервые принцип фоторобота вывел К. Худяков в воем проекте «Предстояние».

Константин Худяков - зрелый мастер новых видов изобразительного искусства, однако его предшествующие проекты (такие как "Hotel Russia" или "Жизнь насекомых") сильно отличаются от "Предстояния". Они в большей мере вписывались в духовное русло contemporary art. Но в них был уже дан основной технологический метод художника, который может быть определен его собственными словами: "Все элементы получаемых произведений являются сверхточными цифровыми аналогами абсолютно реальных вещей".

Не отошел от этого принципа Худяков и в проекте "Предстояние", несмотря на его портретный характер. В данном случае в основу изображения легло "клонирование" более 50 тысяч цифровых фрагментов современных человеческих лиц, а также "фрагментов человеческой "плоти и крови"". В отношении реальных исторических персонажей Худяков обратил свой метод в условие фундаментального открытия в искусстве. Это открытие можно метафорически назвать "принципом фоторобота".

Принцип фоторобота кардинально отличен от принципов живописного портрета или фотографии. Фоторобот составляется из фрагментов множества иных, неидентичных искомому лиц, через сведение отдельных типических черт и черточек (элементарных частиц человеческого облика). Очевидно, что данное открытие принадлежит не Худякову, однако именно в "Предстоянии" принцип фоторобота был поднят на столь большую художественную высоту.

В практике криминалистов фоторобот призван дать не точное изображение лица прототипа, но максимальное приближение к тому впечатлению от лица, которое сложилось в памяти очевидца. Таким образом в отличие от фотографии (дающей мгновенный объективный слепок лица) и от портрета (где художник как будто нарочно умерщвляет лицо своей "модели", превращая само изображение в "модель восприятия") - фоторобот есть не что иное как неотрывное от воспринимающего субъекта-автора запечатление живого лица, лица из жизни, лица, проплывающего мимо нас в потоке времени. Это изменчивое лицо живого существа - открытое ко времени и ко множеству взглядов.

В фотографии и портрете нам дается увековеченный слепок, снятая маска, похищенная у времени и восприятия личина. В фотографии успех мастера зависит от удачно пойманного момента, момента полноты сходства, уловленной суммы векторов человеческих черт. В портрете успех художника измеряется тем, насколько ему удалось одухотворить личину, насколько достигнуто некое символическое единство: некая "искра", содержащая намек на личность, на духовную историю и смысл жизни данного человека.

Ясно, что портрет такой безмерной задачи никогда не выполняет, но лишь в лучшем случае ставит ее перед домысливающим зрителем. Фоторобот же, взятый не как криминалистическое средство для поимки преступника, а как эстетический принцип, такую задачу ставит не как максимум, но как минимум: даже неудачный фоторобот открывает собою ряд шагов по дальнейшему улучшению и приближению к подлинному впечатлению. Digital-картины Худякова, за каждой из которых стоит огромнейшая электронная база вариантов и проб, - работа всегда не доведенная до последнего предела, путь всегда открытый к более совершенному впечатлению, можно даже сказать, к углубленному познанию лица.

Делись добром ;)