logo search
Лоскутная пластика. Панно "Кармашки" из текстильных материалов

Заключение

Сшивание лоскутков (пэчворк) и простегивание изделий (квилт) в том или ином виде присутствовали во всех культурах мира. Стёжка появилась несколько тысячелетий назад в странах Востока. Она служила для соединения нескольких слоев ткани при шитье одеял, халатов.

Если раньше лоскутные изделия были признаком простоты и бедности, то теперь пэчворк и стежка превратились в своеобразный вид искусства. Особенно красивые произведения - впечатляющие по оригинальности и разнообразию материалов, структур, форм и цветовых сочетаний - принято вешать на стены как картины или ковры.

В данной работе нами были рассмотрены и изучены:

- Традиционные приемы лоскутного шитья, и мы узнали, что необходимо различать современное искусство лоскутного шитья, получившее свое развитие в клубах, творческих союзах, индивидуальном творчестве профессиональных художников, мастеров-любителей, и подлинно народное лоскутное шитье, которое было домашним рукоделием в деревнях, селах и малых городах России. Богатейший опыт народных мастериц -- русских крестьянок лежит в основе творчества многих современных мастеров лоскутного шитья, служит источником выработки новых приемов создания лоскутных одеял, покрывал, различных ковриков. Лоскутная мозаика традиционных изделий представлена различными рисунками. Как правило, в них присутствуют детали в форме полоски, квадрата, треугольника, т. е. тех фигур, которые могли быть выпадами от прямого кроя русского костюма;

- Рассмотрены художественные возможности тканей, возможности которых не ограниченны. Так как они является -- наиболее распространенной разновидностью текстиля, основа для шитья. От раскроя ткани при изготовлении швейных изделий остается много разноцветных узорчатых небольших кусочков ткани -- лоскутов, которые; являются прекрасным материалом для творчества. В лоскутном творчестве используются и отходы от шитья, и ткань, бывшая в употреблении, и новая ткань.

Из текстильных лоскутов (а это могут быть и кусочки трикотажного полотна, обрезки лент, тесьмы и т.п.) делаются одеяла, подушки, панно, салфетки, игрушки, сувениры. Лоскут используется в костюме в качестве декора. Детали одежды могут выполняться полностью из лоскутов (как бы лоскутной ткани) или использоваться в качестве отделки. А так как ткань -- это мягкий, пластичный материал. Отсутствие жесткости -- то главное, что отличает изделия из ткани и лоскута. И это относится не только к форме изделия, но и к рисунку орнамента;

-Экспериментальная часть отражает работу по освоению технологических приемов обработки ткани для лоскутного шитья и определено, что существует огромное количество приемов и способов выполнения изделий с помощью лоскутного шитья. Например: декатировка, крахмаление, сетка, узел, использование шаблонов простых и сквозных, применение рулика, канта, или бейки, а так же оборки и рюши. Все это способствует наилучшему выполнению изделий в технике лоскутного шитья. Современное лоскутное шитье в значительной степени отличается от традиционного шитья из лоскутов в технической части. С появлением швейных машин практически ушло стачивание деталей вручную, появляются различные варианты стежки, как ручной, так и машинной. Сегодня существует много способов технического исполнения изделий из лоскута с применением различных приспособлений и инструментов, повышающих техническое качество изделий и облегчающих труд исполнителя;

-Эксперимент позволил перейти к практической части - творческой работе в виде панно «Кармашки», выполненное в технике лоскутной пластики, которое будет служить нам наглядным пособием для проведения кружка «Лоскутное шитье». Данная работа будет опорой для выполнения практических творческих заданий учащимися.

Искусство лоскутного шитья можно сравнить с живописью. Только краски нам заменяет ткань, а кисть - иголка с ниткой. И как по волшебству из-под легкой руки мастера выходит шедевр. Своеобразные лоскутные вещи преображают дом, добавляя тепла и уюта. Они применимы и для кухни (скатерти, салфетки, прихватки), для гостиной (диванные подушки, декоративное панно), для спальни (покрывала, наволочки на подушки). Эти вещи сделаны своими руками, в них частичка души мастерицы. Они уникальны и других таких нет во всем мире.

-На основе этого разработано методическое обеспечение для проведения кружка в технике лоскутного шитья, в которой представлены: тематический план для проведения кружка «Лоскутное шитье» рассчитанный на 60 учебных часов; методические рекомендации и развернутая программа по проведению занятий;

Таким образом, проведенное исследование помогло достичь поставленную цель и решить задачи поставленные нами.

Библиография

1. Андреева И. - Шитье и ркукоделие: энциклопедия - Москва.Большая Российская энциклопедия ,1994.

2. Антропова И. - Шитье: энциклопедия - Москва.Большая Российская энциклопедия ,2004.

3.Бакадур Н.-Полная энциклопедия женских рукоделий - Москва.Олма-Пресс 1987.

4. Будур Н. Полная энциклопедия женских рукоделий.Москва. Олма-Пресс, 1999.

5. Геронимус Т.М. Технология. Изд.АСТ-ПРЕСС ШКОЛА

6. Гусарчук Д.М. «300 ответов любителю художественных работ» Москва.1986

7. Ереминко Т. Иголка-волшебница. М.: Просвещение, 1987.

8. Корчинова О.В. «Декоративно-прикладное творчество» Ростов на Дану «Феникс» 2002

9. Клисов. Игорь, статьи из журнала "Художественный совет" 3(49)2006 и 4(50)2006.

10. Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников. Основы дизайнообразования. - М.: “Академия”, 1999. - 192с.

11. Мителло К. Аппликация техника и исскуство. Москва. «Эксмо». 2005.

12. Максимова М., Кузьмина М. Лоскутные подушки и покрывала. Москва.

«Эксмо».2004.

13. Нагель О.И. Художественное лоскутное шитье. Москва. «Школьная пресса». 2004.

14. Попова С.- Дамское рукоделие- ТОО ПК Инжиниринг, Лтд. Нижний Новгород. 1993.

15. Симоненко В.Д., Матяш Н.В. Технология: Учеб. для 11 кл. общеобразоват. учр. -- М.: Вентана-Граф, 2000.- 192 с.

16. Тарановская Н.В. “Маленькие чудеса”. - Ленинград: “Детская литература”,1981

17. Хабенюк Е.Ш. Deko хобби и декор. 6/21/2006/ Карманное счастье. 71 стр.

18. Шпикалова Т.Я., Поровская Г.А. “Возвращение к истокам : Народное искусство и детское творчество”. - М.: Гуманитарный издательский центр “Владос”, 2000 г.

19. “Юный художник” ежемесячный журнал по ИЗО №№ 7,10 (годовой круг праздников), № 10,1983 г. (история костюма).

20. Энгельс Рит. Лоскутная пластика. Изд. Рио-Гранд, 2006.

Приложение 1

Методические рекомендации для организации внеклассной работы

в кружке «лоскутное шитье»

Пояснительная записка

Общеобразовательная школа призвана обучать, воспитывать и развивать каждого учащегося сообразно его возможностям. В контексте профильного обучения на этапе предпрофильной подготовки целями образования являются также определение области возможных профессиональных интересов и предпочтений, учащихся 8-9-х классов и оказание им помощи в правильном выборе профиля дальнейшего обучения. Это возможно за счет применения специальных проективных методик1 и разнообразных элективных курсов (курсов по выбору), представляющих собой своего рода профессиональные пробы. Элективные курсы, имеющие как теоретическую, так и предметно-практическую основу, позволяют учащимся не только получить знания о какой-либо деятельности, но и реально попробовать свои силы на практике. С этой точки зрения трудно переоценить практико-ориентированную предметную область «Технология».

Важный аспект трудового обучения - соединение обучения конкретному технологическому мастерству с предметной творческой деятельно-стью декоративно-прикладного характера. Известно, что мастерство в художественной деятельности проявляется с двух одинаково важных сторон: художественной и технологической. Однако на практике учащиеся на уроках технологии (трудового обучения) чаще занимаются освоением технологических и технических приемов по отдельным видам художественного ручного труда. В этой связи есть основание говорить об освоении не просто технологий, а художественных технологий. Организация прикладной художественно-творческой деятельности учащихся -- одно из условий успешности формирования их технологической культуры. Но опыт показывает, что многие учителя испытывают в этой работе значительные трудности.

Чтобы преодолеть их, они нуждаются в повышении своего профессионального мастерства в области технологий, связанных с художественной обработкой материалов. Учебный курс призван повысить художественно-эстетическую культуру учителя, вооружить его специальными знаниями и умениями по конструированию и шитью оригинальных изделий из лоскута и методике обучения школьников этому модулю содержания предмета «Технология».

После обучения многие слушатели активно применяют на уроках художественную работу с текстильным лоскутом. Приступая к ознакомлению школьников с художественным лоскутным шитьем, необходимо иметь в виду следующее. Изучение традиций, особенностей русского, народного и зарубежного лоскутного шитья приобщает детей к художественному творчеству, позволяет ощутить связь времен. Посещение ими выставок, музеев декоративно-прикладного искусства повышает общий культурный уровень, способствует эстетическому развитию.

Использование текстильного лоскута в качестве изобразительного материала предполагает ознакомление учащихся с художественно-теоретическими основами декоративно-прикладного творчества. Работа с красочными, многоцветными узорчатыми лоскутами позволяет ввести ребенка в мир цвета, раскрыть закономерности цветовых сочетаний, научить создавать своими руками оригинальные декоративно-прикладные изделия.

Лоскутное шитье -- это, как правило, орнаментальные композиции. Следовательно, дети знакомятся с понятиями, закономерностями построения орнаментов. На этапе составления орнаментов, поиска оптимальных композиционных решений возможно использование компьютера.

Выполнение учащимися предусмотренных программой трудового обучения изделий (фартука, юбки) с использованием текстильного лоскута может превратиться в увлекательное занятие, так как каждый этап работы сопряжен с творческим поиском. Кроме того, этот вид рукоделия позволяет использовать отходы текстильного и швейного производства, ткань, бывшую в употреблении.