logo search
Лоскутная пластика. Панно "Кармашки" из текстильных материалов

Введение

Сшивание лоскутков (пэчворк) и простегивание изделий (квилт) в том или ином виде присутствовали во всех культурах мира. Стёжка появилась несколько тысячелетий назад в странах Востока. Она служила для соединения нескольких слоев ткани при шитье одеял, халатов.

«Пэчворк» в переводе на русский язык означает «лоскутная работа», и в его истоках лежит штопка, лоскуты для которой брали из старой одежды. В этой технике шили одеяла, одежду, сумки, подушки, занавеси. Работы в стиле пэчворк можно встретить в Азии, Африке, Европе.

Если раньше лоскутные изделия были признаком простоты и бедности, то теперь пэчворк и стежка превратились в своеобразный вид искусства. Особенно красивые произведения - впечатляющие по оригинальности и разнообразию материалов, структур, форм и цветовых сочетаний - принято вешать на стены как картины или ковры.

Современное лоскутное шитье в значительной степени отличается от традиционного шитья из лоскутов в технической части. С появлением швейных машин практически ушло стачивание деталей вручную, появляются различные варианты стежки, как ручной, так и машинной. Сегодня существует много способов технического исполнения изделий из лоскута с применением различных приспособлений и инструментов, повышающих техническое качество изделий и облегчающих труд исполнителя.

В нашей работе мы опирались на следующих авторов: Нагель О.И. Максимова М., Кузьмина М. Мителло К, которые помогли нам разобраться в современном лоскутном шитье, технологиях и приемах его выполнения.

Тема работы: Лоскутная пластика. Панно «Кармашки» из текстильных материалов. Перед нами стоит проблема: исследовать особенности изготовления панно с помощью лоскутной пластики из текстильных материалов.

Актуальность данной темы состоит в том, что эта техника является направлением декоративно-прикладного искусства.

Лоскутное шитьё можно сравнить с живописью. Только краски нам заменяет ткань, а кисть - иголка с ниткой. И как по волшебству из-под легкой руки мастера выходит шедевр. Своеобразные лоскутные вещи преображают дом, добавляя тепла и уюта. Они применимы и для кухни (скатерти, салфетки, прихватки), для гостиной (диванные подушки, декоративное панно), для спальни (покрывала, наволочки на подушки). Эти вещи сделаны своими руками, в них частичка души мастерицы. Они уникальны и других таких нет во всем мире.

Предмет исследования: изготовление серии панно - кармашков из текстильных материалов. Объект исследования: современное декоративно прикладное творчество.

Цель работы: Изготовить серию декоративных панно из текстильных материалов различного назначения. Поставленная нами цель реализуется с помощью следующих задач:

1) Изучить историю возникновения лоскутного шитья.

2) Рассмотреть художественные возможности текстильных материалов для работы.

3) Освоить технологические приемы лоскутной пластики.

4) Разработать методическое обеспечения для проведения кружка в технике лоскутного шитья.

5) Изготовить серию панно - кармашков из текстильных материалов различного назначения.

Были использованы следующие методы исследования:

-Теоретические: Была проанализирована и изучена специальная и методическая литература.

-Эмпирические: были рассмотрены и освоены технологические приемы лоскутной пластики из различных текстильных материалов, что позволило выявить выразительность изделия и изготовить серию панно - кармашков.

Теоретическая значимость заключается в том, что изучен исторический аспект лоскутной пластики. Выявлены современные особенности лоскутной техники.

Представленный нами материал систематизирован в определенной последовательности, благодаря чему он стал более доступен в изложении и им может воспользоваться любой человек, для реализации в своей деятельности.

Практическая значимость заключается в том, что разработаны методические рекомендации по организации кружковой работы в технике лоскутного шитья, которые могут использовать учителя для проведения внеурочного времени с учениками.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения. Во введении обосновывается актуальность проблемы, определяется теоретическая и практическая значимость исследования, формируется предмет, объект, цели и задачи.

Глава I. Художественные особенности лоскутного шитья

1.1 Традиционные приемы лоскутной пластики

Необходимо различать современное искусство лоскутного шитья, получившее свое развитие в клубах, творческих союзах, индивидуальном творчестве профессиональных художников, мастеров-любителей, и подлинно народное лоскутное шитье, которое было домашним рукоделием в деревнях, селах и малых городах России.

Традиции лоскутного шитья в России начали складываться в XIX в., когда фабричные ткани стали предметом повседневного обихода. Редкая крестьянская изба не имела лоскутного одеяла, сшитого из кусочков отслужившей свой срок одежды. Лоскутки зачастую были неправильной формы, подбирались произвольно, соединяли их как придется. В крестьянском быту у лоскутного одеяла преобладала утилитарная функция, оно служило главным образом защитой от холода. В то же время в некоторых областях России традиционно изготовление лоскутных одеял было связано со свадебным обрядом: оно было частью приданого. Лоскутное одеяло принято было дарить на рождение ребенка. Такие одеяла сочетали в себе практичность и декоративность. (2, с 33)

Постепенно, по мере развития искусства лоскутного шитья в России формировались «художественные принципы и приемы создания орнаментальных лоскутных композиций. В этом мастерам помогал многовековой опыт работы над крестьянским костюмом» (М.Сорокина).

В народном костюме конца XIX -- начала XX в. можно увидеть самое широкое применение лоскута, имитирующего трудоемкие в исполнении вставки кружев, вышивки, ткачества. Соседствуя с шелковыми лентами, цветной тесьмой, пуговицами, блестками, лоскутные полоски и зубчики придавали необыкновенное декоративное богатство костюму и головным уборам. Это особенно характерно для рязанских, воронежских, тульских и других народных костюмов. (2 с 35)

Богатейший опыт народных мастериц -- русских крестьянок лежит в основе творчества многих современных мастеров лоскутного шитья, служит источником выработки новых приемов создания лоскутных одеял, покрывал, различных ковриков.

Лоскутное одеяло -- традиционное и по-прежнему наиболее популярное изделие в лоскутном шитье. В последние десятилетия в лоскутном одеяле особое значение придается декоративности. Мастера шьют лоскутные одеяла и покрывала из новых, ярких тканей, зачастую с использованием глянцевитых, блестящих тканей и шелковых лент. В современном народном лоскутном шитье преобладают сочность, звучность цвета.

Традиционные изделия из лоскутов отличаются разнообразием фактур и способов изготовления.

Наиболее оригинальный прием в лоскутном шитье -- нашивание на основу мелко нарезанных лоскутков (чаще узких коротких полосок тка-ни). Необработанные цветные лоскутки располагаются очень плотно друг к другу и прикрепляются к основе в середине лоскута вручную или машинной строчкой (по образу знаменитой каргопольской «ляпачихи» -- тканого свадебного одеяла из мелко нарезанных лоскутов ткани). На Севере их называли ляпаками. Ляпак, ляпачок -- торчащий обрывок ткани. Этот прием позволяет достичь объемности, фактурности полотна.

Лоскутная мозаика традиционных изделий представлена различными рисунками. Как правило, в них присутствуют детали в форме полоски, квадрата, треугольника, т. е. тех фигур, которые могли быть выпадами от прямого кроя русского костюма.

Большой интерес представляют традиционные лоскутные коврики. Сшитые из маленьких упругих уголков, сплетенных в косички жгутов, они отличаются богатством цвета и фактуры. Коврики разнообразны по цвету, рисунку, форме, размерам. В каждом изделии проглядывает своеобразный почерк автора.( 2 с 37)

Разнообразные виды круглых ковриков из жгутов, уголков распространены в Ленинградской, Вологодской, Новгородской, Архангельской областях. Архангельские коврики-кругляши считаются уникальным явлением в народном творчестве.

Традиции народного лоскутного шитья складывались десятилетиями.

Отбиралось, отрабатывалось и закреплялось самое лучшее в приемах, форме предметов, рисунках орнаментов, цвете. Но это не приводит к однообразию лоскутных изделий. Работая в русле традиций, народные мастера неизбежно проявляют свою индивидуальность. Искусство лоскутного шитья в каждой местности (группе деревень, районе, области) имеет свои особенности, а разнообразие аналогичных предметов -- результат различия в творческом почерке отдельных мастеров.

К общим отличительным признакам русского лоскутного шитья можно отнести: преобладание мажорного колорита, богатство и пластичность фактуры, динамичность композиции, максимальное разнообразие цвета при ограниченном количестве приемов и лоскутных мотивов, употребление простых по форме деталей рисунков. Характерен для русского лоскутного шитья орнамент полотна одеяла, собранного из отдельных фрагментов, близких по рисунку и размеру, но разнообразных по цвету (часто нет двух одинаковых). (1 с 23)

Лоскутное шитье как вид декоративно-прикладного творчества предполагает вдумчивое отношение к материалу и процессу, проникновение в суть, анализ, а не бездумное копирование. Важным этапом в изучении лоскутного шитья является воспроизведение традиционных образцов и лучших произведений современных мастеров, работающих в духе традиций русского лоскутного шитья. Образцами для изучения и осмысленного копирования могут быть как подлинные изделия, так и их фотографии, иллюстрации в книгах, журналах, каталогах выставок. Очень полезны встречи с мастерами лоскутного шитья и непосредственное изучение их опыта.

Следует обратить внимание на взаимовлияние традиционного лоскутного шитья, ткачества, вышивки, плетения из бересты, резьбы и росписи по дереву. Вот почему так важно для понимания особенностей традиционного лоскутного шитья посещать музеи декоративно-прикладного искусства, выставки произведений народного творчества. Знакомство с любыми произведениями народного искусства, не только лоскутным шитьем, настраивает на восприятие прекрасного, формирует эстетический вкус и эстетическое суждение.

В последние годы музеи, дома народного творчества стали собирать и изучать изделия из лоскута наравне с другими видами народных художественных ремесел, организовывать встречи с мастерами. Регионы, в которых и сегодня живы традиции, устраивают фестивали народного искусства, где лоскутное шитье представлено наравне с вышивкой, вязанием, ткачеством; проводятся конференции и семинары, посвященные этнохудожественному воспитанию детей. Все это дает педагогам основу для личностного роста, эстетического воспитания и творческого развития детей.

Таким образом, традиции народного лоскутного шитья складывались десятилетиями. Необходимо различать современное искусство лоскутного шитья, получившее свое развитие в клубах, творческих союзах, индивидуальном творчестве профессиональных художников, мастеров-любителей, и подлинно народное лоскутное шитье, которое было домашним рукоделием в деревнях, селах и малых городах России. Богатейший опыт народных мастериц -- русских крестьянок лежит в основе творчества многих современных мастеров лоскутного шитья, служит источником выработки новых приемов создания лоскутных одеял, покрывал, различных ковриков. Лоскутная мозаика традиционных изделий представлена различными рисунками. Как правило, в них присутствуют детали в форме полоски, квадрата, треугольника, т. е. тех фигур, которые могли быть выпадами от прямого кроя русского костюма.