logo search
Криптология: точки соприкосновения математики и языкознания

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

Пользуясь такой таблицей, нетрудно шифровать и расшифровывать любое сообщение, например:

«14,5 5,5 7,5 5,10 2,5 2,1 2,12 6,3 8,5 15,7 13,2 7,8 14,7 7,6 5,4 6,6 7,2 12,5 5,4 11,3 10,13 5,15 2,1 15,1 1,16 3,3 5,3 6,14 13,1 4,5 8,4 5,4». «Иванову доверять нельзя явки сменить».

ДВОИЧНАЯ СИСТЕМА СЧИСЛЕНИЯ В ЦИФРАХ

Языкознание и информатика - казалось бы, предметы абсолютно несовместимые. Но как представить текстовую информацию на ЭВМ, если для компьютера вся система счисления представлена в виде двоичного кода? В этом опять помогает криптография с ее возможностью кодировать и декодировать информацию разными методами. Мы попытались рассмотреть ее роль и в этом аспекте.

Итак, общий вид числа принято записывать так: an an-1 an-2…a1 a0.

Это число в десятичной системе счисления может быть представлено следующей записью: an*10n + an-1*10n-1 +an-2*10n-2 …+a1*101 + a0*1010.

Если обозначить через d основание системы счисления, то для перевода записи числа из десятичной в данную систему нужно последовательно делить его на d так, как показано ниже. Например, запишем число 74 в двоичной системе счисления.

74

2

6

37

2

14

2

18

2

14

17

18

9

2

"right">0

16

"right">0

8

4

2

"right">1

1

4

2

2

0

2

1

0

В итоге получаем число: (0)1001010

1001010(2) = 1*26 + 0*25 + 0*24 + 1*23 + 0*22 + 1*21 + 0*01=74(10)

Для составления и расшифровки шифрограмм используются квадратные решетки 8*8 (решетка Кардано); поэтому, если запись числа в двоичной системе содержит меньше цифр, то слева приписывают нули, чтобы всего было 8 (в примере он приписан слева, так как цифр получилось семь).

Ниже показано построение решетки с помощью чисел в двоичной системе счисления (1 - вырезать, 0 - нет).

Так у нас получится следующая шифрограмма:

Х

Н

Г

Е

А

Л

Б

Л

Я

В

И

Е

Д

О

К

Л

И

Р

Е

Н

Х

Е

Л

Г

А

П

С

Б

У

О

Т

В

О

Г

П

Л

Я

Д

У

Л

Н

О

И

С

Е

Н

В

Т

Е

Ы

Ж

Д

Д

Н

З

У

Н

А

М

Л

Ы

В

Ь

И