logo search
История развития библиотечно-библиографических классификационных систем

1.1. Понятие и сущность классификации

Классификацией называется распределение предметов, понятий явлений по классам, отделам, подотделам и дальнейшим более дробным подразделениям, в зависимости от общих признаков различия в определенной логической последовательности и соподчинении. Классификация применяется при группировке всех процессов, которая делится на отрасли знания.

Классификация наук указывает на подлинные связи наук отдельных их частей и располагает науки в соответствии с порядком изучаемых ими явлений.

Ежегодно в мире выходит огромное количество печатной продукции. Ориентироваться в этом потоке документов не возможно без группировки их по определенным признакам. Поэтому все документы систематизируют. Систематизацией книг в библиотеках называется распределение их по отраслям знаний в соответствии с принятой библиотечной классификацией. Систематизация основывается на содержании документов, при этом используется существующая система классификации наук: классификация между собой тесно связана - это выражается в делении той или другой по отраслям знаний, в соподчинении понятий, в ступенчатости делений, в зависимости частного от общего.

Однако библиотечная классификация имеет свои особенности. И, если в книге рассматривается несколько отраслей знаний, то на полке ей будет отведено одно определенное место.[14]

В библиотечной классификации используются тематические деления. Например: в библиотечной классификации для справочников универсального содержания есть специальный отдел «Литература универсального содержания» и если отраслевые справочники, энциклопедии, словари систематизируют за индекс отрасли знания с добавлением общего типового деления «я2», то словари, энциклопедии универсального содержания систематизируются в 92 подотдел.

К библиотечным классификациям предъявляются следующие требования:

Она должна быть универсальной, т.е. включать все отрасли знания, так как предназначена для библиотек одного ведомства.

Должна быть единой для большинства библиотек одного ведомства, так как это является одним из условий улучшения качества обслуживания и унификации библиотечного фонда.

Должна быть гибкой, т.е. сокращаться и расширяться за счет вводимых делений.

Научность библиотечной классификации заключается в том, что библиотечные фонды отражают современное состояние науки, техники, культуры, их историю и важность какой научный фундамент ляжет в основу расстановки книг и систематического каталога.

1.2. Предпосылки развития современных библиотечно-библиографических классификационных систем

- Десятичная классификация М. Дьюи

Десятичную классификацию (ДК) разработал в 1876 году один из виднейших американских библиотековедов М. Дьюи (1851 - 1931), который был президентом американской ассоциации и редактором журнала.

В истории высшего библиотечного образования Дьюи известен как основатель и профессор первой библиотечной школы, в которую впервые допустили женщин. В области систематики Дьюи выдвинул классификацию. В которой содержание книги обозначались десятичным методом-подразделением всех понятий на десять. Дьюи всегда сравнивал свою классификацию с системой мер. Насколько десятична система счислению удобнее всякой другой, настолько Дьюи считал ДК проще любой другой. В системе Дьюи вся совокупность знаний делится на 10 основных классов, а отрасли знания и дисциплины. В свою очередь, подразделялись и обозначались десятичным методом. Этот метод иногда называется децимальным, а его сторонники децималистами. [17]

Идя навстречу открытому доступу к полкам, Дьюи разработал свою десятичную систему, непосредственно связанную с переходом от расстановки книг, неподвижной, крепостной - на подвижную систематическую, при которой читатель, пользуясь свободным доступом к полкам мог бы ориентироваться в фонде.

Дьюи являлся ярким представителем того направления в систематике книг, которое отрицало ее связь с классификацией наук. Исходным принципом классификации он выдвинул удобство и емкость индексов. Ведущим принципом является форма; ей подчинена классификация. Если более искусственна классификация, считал Дьюи, чем меньше научной основы, тем больше гарантия ее долговечности.

Основные классы ДК Дьюи:

0 - общий

1 - философия

2 - религия

3 - общественные науки

4 - языкознание

5 - точные науки

6 - прикладные науки

7 - искусство

8 - литература

9 - история и география

Классификация Дьюи начиналась с введения и трех кратких таблиц: начальной (10 классов), второй (100 отделов), третьей - конспективного обозрения сверы каждого класса, (1000 разделов). Далее полная таблица с использованием четырех графических способов подачи рубрик, размером печати, интенсивностью набора, разрядкой, числом знаков впереди рубрик. Заключал все издания предметный указатель, который Дьюи считал важной частью своей ДК.

Вокруг ДК Дьюи в библиотечном мире шли горячие споры. Большинство библиотековедов приходило к выводу, что его система удобна для публичных библиотек, а для научных и универсальных библиотек она не пригодна.

Во-первых, устроена группировка классов; разработанность смежных классов.

Во-вторых, отсутствуют в качестве основных крупные отрасли, не получившие самостоятельного места среди 10 классов.

В-третьих, десятичность основного ряда приводит к неравномерной загрузке классов. [23]

ДК Дьюи существует почти 100 лет. При всей прочности своего содержания она оказала огромное влияние на книжную систематику, совершенствуясь от издания к изданию.

- растяжимая классификация У. Кеттера

Значительное влияние на развитие библиотечной классификации, наряду с Дьюи оказал один из классиков библиотековедения У. Кеттер (1837 - 1903). Он является крупнейшим теоретиком и практиком библиотековедения.

Система Кеттера состояла из 7 таблиц, возрастающего наполнения, предназначенных для библиотек разного объема и интенсивности роста.

Первая таблица рассчитана на 100 томов, каждая последующая таблица растягивается с сохранением тех же обозначений, но с увеличением числа делений. Седьмая последняя таблица достаточно детальная, рассчитана на самую крупную библиотеку. От этой способности роста возникло название «растяжимая классификация».

Идея Кеттера заключалась в создании единой классификации для публичных библиотек с разным объемом фондов.

Новым в структуре была введена Кеттером географическая таблица с цифровыми индексами. Особенность географической сетки в том. Что она сочетала географические деления. Ряд рубрик устарел, но способ такого сочетания и метод его осуществления надо признать удобным и экономичным.

Географическая таблица - важнейшая составная часть системы. Суть своей системы Кеттер усматривал в 2-х типах обозначений. Первый - использование в качестве символов 26 букв латинского алфавита для обозначения основной таблицы. Это позволило уже на 3 ступени при 3-х буквенном индексе (26*26*26) обозначить 17 тыс. рубрик, т.е. гораздо больше, чем десятичная база.

Второй тип - цифровой, для обозначения стран. Например: F история 45 Англия, то F45 - история Англии.

Основной ряд Кеттера:

A - общий отдел

B - философия и религия

E - бибография

F - история

G - география и путешествия

H - общественные науки в целом

I - социология

J - политика

K - право

L - точные науки

M - естественная история

Q - медицина

R - прикладные знания и техника в целом

S - инженерное дело. Строительство. Транспорт.

T - производства и ремесла

U - военные искусства

V - занимательные искусства: игры: спорт, театр, музыка.

W - изящные искусства

Y - литература

YF - художественная литература

Z - книговедение

Типовые деления Кеттера:

Теория

Изучение

Библиография

История

Словари

Руководства. Таблицы

Периодические издания

Общества

Коллекции

Хотя классификация Кеттера устарела, но для своего времени она была наиболее научной по содержанию.

- Библиографическая классификация Г.Б. Блисса

Значительное влияние на систематику книг оказала БК Г. Блисса (1870 - 1955), библиотекаря Нью-Йоркского колледжа. Его классификационная трилогия (1929 - 1935) явилась фундаментальным исследованием, продолжавшим кеттеровское направление в области книжной систематике. Исходя из познавательных задач БК, Блисс пытался строить ее в соответствии с классификацией наук, которая, считал он, должна базироваться на природном порядке. Отставивание этого принципы - самое важное в его классификационной теории. [12]

Система Блисса построена в табличной форме: каждый объект (вертикальное деление) рассматривался в четырех разрезах (по горизонтали), а именно6 философском, научном, историческом, прикладном. Классы располагались по степени сходства и различия.

Основной ряд БК Блиса:

A - Философия и общая наука. Логика и математика. Статистика

B - Физика

C - Химия

D - Астрономия. Геология. География (общая и физическая)

E - Биология

F - Ботаника

G - Зоология

H - Антропология

I - Психология

J - Педагогика

K - Социология. Этнология и антропогеография

L - История всеобщая

M - Европа

N - Америка

O - Автралия, Азия, Африка

P - Религия. Теория. Этика

Q - Прикладные социальные науки

R - Политические науки

S - Право и законодательство

T - Экономика

U - Прикладные науки. Промышленность. Сельское хозяйство. Странспорт. Строительство

V - Искусство. Музыка. Балет. Игры

W - Филология общая

X - Индоевропейская филология. Языки и литература

Y - Английский язык и литература

Z - Биология

Общая последовательность основного ряда определена эволюционным принципом - от природы к обществу. В качестве основы взят прогматизм.

Структура системы отличалась ососбой гибкостью, до основного ряда начального класса с цифровыми обозначениями.

Начальные классы системы Блисса:

Собрание ч.з (справочники)

Библиография и библиогтековедение

Специальные коллекции

Фонды отдельных филиалов

Ведемственные документы и архивы

Периодические издания

Смешанные материалы

Фонды местного значения

Устарелые книги

Блисс отрицал единую универсальную таблицу категорий и ради краткости обозначения разработал ряд вспомогательных таблиц типовых рубрик: общие подразделения, географические, специальные подразделения для отдельных классов.

Особого внимания заслуживают способы индексации. Разработана система обозначений: смешанная, логически выразительная. Система в целом отличалась краткостью обозначений. Значение работы Блисса заключалось в том, что он подходит к классификации с научных позиций. Выступал против формализма в классификации, он впервые основал систематику книг как научную дисциплину.

- классификация двоеточием Ш. Ранганатана

Наибольшее влияние на развитие современной систематики книг оказала классификация двоеточием Ш.Р. Ранганатана (1892 - 1972), выдающегося индийского библиотековеда и математика.

В противоположность перечисленным системам Ранганатан создал аналитико-систематическую классификацию. Ее теоретические основы и важнейший принцип - многоаспектность, которая позволяет отражать связи и характеристики документа. Главным объектом систематики является содержание книги, а далее идут уточняющие ее признаки.

Важнейшим из способов, указывающих отношение в связи между понятиями и предметами служит двоеточие - основной символ обозначения, давший наименование системе. [34]

Классификация двоеточием предназначена не только для книг, но и для детальной, глубокой классификации статей и других материалов.

Характерная тенденция Ранганатана, вслед за Блиссом, сближать прикладные дисциплины с теоретическими: технику с физикой, горное дело с геологией и т.д.

В целом классификация двоеточием скорее средство для конструирования схем. Чем готовый ряд классификаций. Поэтому система Ранганатана до сих пор в библиотеках и органах информации почти не применяется. Однако главное не в системе, а в методе связей (отношений) - в многоаспектности.

Глава 2. Развитие библиотечно-библиографических классификационных систем

2.1. Развитие библиотечно-библиографической классификации в России

В нашей стране библиотечные классификации стали применяться в библиотеках после 1917 года и в основу были положены десятичные классификации Дьюи. Наиболее ранними были таблицы Б.С. Бондарского (1874 - 1968) вышедшие в первые советские годы двумя изданиями. Выделялись популярные в 20 - 30-х гг. таблицы Е.Н. Доброжинского (1864 - 1938) в 2-х изданиях. Тогда же вышли 2 издания таблиц Н.В. Руссимова (1873 - 1940).

В 20-е гг. вышли таблицы Главполитрассвета, широко распространенные в сети массовых библиотек. Хотя в них и были сняты некоторые недостатки в классах общественных наук, но в целом изменения были незначительные. Попытки видоизменить ДК для массовых библиотек не удались и пришлось их коренным образом перерабатывать.

В 30-е гг. появились десятичные таблицы для массовых библиотек в переработке библиографа Л.Н. Троповского (1885 - 1944). Они были широко распространены в наших библиотеках до 1955 года, до выхода новых таблиц. В таблицы были внесен ряд изменений особенно по общественно-политическим разделам. Таблицы Троповского сыграли большую роль в работе библиотек и от них берут начало современные таблицы для массовых библиотек. Дальнейшие этапы в развитии классификации для массовых библиотек началась с середины 50-х гг. выходом новых таблиц под редакцией З.Н. Амбарцумяна (1903 - 1970). На их основе разработаны таблицы для областных, сельских, детских и школьных библиотек; они переведены в союзных республиках и ряде стран социалистического содружества. До последнего времени все массовые библиотеки страны составляли свои систематические каталоги и организовывали книги на полках по этим таблицам.

Позже в 70-х гг. возник термин ББК и были они выполнены для областных библиотек и с 1960 - 1962 г. вышло 30 томов. В разработке этих таблиц принимали участие крупнейшие библиотечные центры. В этих ББК все отрасли знаний о живых организмах, науки об обществе. Но на первое место были вынесены науки об общественных законах.

ББК была для того времени универсальная, детально разработанная система и ее полный вариант содержал свыше 100 000 делений. Позже ББК переработали крупнейшие библиотечные центры, и в настоящее время изданы сокращенные варианты ББК для научных, областных, массовых, детских и школьных библиотек.

ББК для массовых библиотек вышли 3-мя изданиями: первый - 1977, второй - 1987, третий - 1997.

ББК выполненные до 1997 - 98 года идеологизированы, т.е. в них большее предпочтение было отдано идеологии и в связи с этим возникла необходимость издания новых таблиц ББК в 90-х гг. изданы они в виде книги, удобны для пользования библиотекарем и читателем, а необходима, для того чтобы расставлять книги на полках, для систематического каталога, для регистрации поступающих документов, для учета выданных книг. ББК помогает при комплектовании фонда и основным условием для этого является использование ББК при систематизации.

Таблицы для массовых библиотек

Таблицы ББК для массовых библиотек является неотъемлемой составной частью системы ББК, состоящей из вариантов таблиц различной степени детализации и предназначенных для библиотек разных типов. Все они построены на единых теоретических, методических принципах.

В ней представлены не только системы наук, но и система объектов, изучаемых науками, не только научного понятия проблемы, дисциплины. Но и факты, события, проблемы общественной жизни, отрасли практической деятельности, виды искусства. [37]

В таблицах отражены так же назначения произведений печати. Их виды и формы издания.

Таблицы ББК для массовых библиотек состоят из нескольких видов таблиц: основных, общих, территориальных, и специальных типовых делений. Сочетание их образует развернутые таблицы.

Таблицы ББК для массовых библиотек 1997 года состоят из:

Предисловие - в них рассказывается о том. Какие изменения внесены по сравнению с таблицами 1984 года выпуска, кто принимал участие в разработке этих таблиц, кто их редактировал.

Введение - в них рассказывается о том, что эти таблицы предназначены для организации фонда, систематических каталогов и картотек, а так же даны принципиальные основы ББК их структура, краткие правила систематизации документов.

Основные деления таблиц ББК:

Междисциплинарные знания.

Естественные науки.

20. Естественные науки в целом.

22. Физико-математические науки.

24. Химические науки.

26. Науки о Земле (геодезические, геофизические, геологические, географические).

28. Биологические науки.

Техника. Технические науки.

30. Техника и технические науки в целом.

31. Энергетика.

32. Радиоэлектроника.

33. Горное дело.

34. Технология металлов, машиностроения, приборостроения.

35. Химическая технология. Химические производства.

36. Пищевые производства.

37. Технология древесины. Производство лёгкой промышленности. Полиграфическое производство. Фотокинотехника.

38. Строительство.

39. Транспорт.

Сельское и лесное хозяйство. Сельскохозяйственные и лесохозяйственные науки.

40. Естественнонаучные и технические аспекты сельского хозяйства.

40.7. Механизация и электрификация в сельском хозяйстве. Авиация в сельском хозяйстве.

40.8. Сельскохозяйственные постройки.

41/42. Растениеводство.

43. Лесное хозяйство. Лесохозяйственные науки.

44. Защита растений.

45/46. Животноводство.

47. Охотничье хозяйство.

48. Ветеринария.

49. Рыбное хозяйство.

Здравоохранение. Медицинские науки.

51. Социальная гигиена. Организация гигиены.

52. Общая патология. Медицинские вирусы. Фармакология. Паразитология.

53/57. Клиническая медицина.

56.6. Стоматология.

56.7. Офтальмология.

56.8. Отоларингология.

56.9. Урология.

57.0. Медицинская сексология.

57.4. Физиология новой жизни.

57.05. Сексоритология.

58. Прикладные отрасли медицины.

Общественные науки.

63. История. Исторические науки.

63.2. Источниковедение. Вспомогательные исторические дисциплины.

63.3. История.

63.4. Археология.

63.5. Этнография.

65. Экономика. Экономические науки.

66. Политика. Политические науки.

67. Право. Юридические науки.

68. Военное дело. Военные науки.

70/79. Культура. Наука. Просвещение.

70. Культура. Наука. Просвещение.

71. Культура. Культурология.

72. Наука. Науковедение.

73. Научно-информационная деятельность.

74. Образование. Педагогические науки.

75. Физкультура и спорт.

76. Средства Массовой Информации. Книжное дело.

77. Социально-культурная деятельность в сфере досуга.

78. библиотечное дело. Библиотековедение. Библиография.

79. Охрана памятников природы, истории и культуры. Музейное дело. Архивное дело.

80/84. Филологические науки в целом.

80. Филологические науки в целом.

81. Языкознание.

82. Фольклор. Фольклористика.

83. Литературоведение.

84. художественная литература (произведения).

85. Искусство. Искусствознание.

86. Религия. Мистика. Свободомыслие.

87. Философия.

87.2. Метафизика. Гносеология (теория познания).

87.3. История философии.

87.4. Логика.

87.6. Социальная философия.

87.7. Этика.

87.8. Эстетика.

88. Психология.

88.1. История психологии.

88.2. Развитие психики.

88.3. Общая психология.

88.4. психология отдельных видов деятельности. Отраслевая психология.

88.5. Социальная психология.

88.6. Особые состояние и явления психики.

88.8. Детская психология.

9.Литература универсального содержания.

91. Библиографические пособия.

92. Справочные издания.

94. Сборники. Серии.

95. Журналы.

Таблицы типовых делений:

ОТД - общих типовых делений. Они содержат тематические и формальные деления и обозначены строчными буквами русского алфавита и арабскими цифрами. Присоединены они к основному индексу без всякого знака и если нужно выделить читательское и целевое назначение книги. Например: Справочник библиотекаря 78я2, где 78 - этот индекс обозначает библиотечное дело, я2 - этот индекс ОТД обозначает справочные издания.

В последнем выпуске ББК использовались изменения территориального деления, т.к. изменилась карта мира. Желание составителей пособия сохранить индексацию повлекло за собой серьезные ошибки. Например, в качестве одного из основных делений авторы дают (2) СССР, СНГ не является государством. Поэтому была поставлена задача создания единой таблицы ТТД.

ТТД - предназначены для подразделения материала по региональному признаку. Обозначение территорий происходит с помощью букв и цифр русского алфавита, которые заключаются в ( ) - круглые скобки. Например: история Орловской области 63.3 (2Рос=2Орл), где 63.3 - история типовых делений социальных систем, (2Рос=2Орл) - ТТД =Орловская область.

ТДС - используют для обозначения материала по признаку социальной системы. Записывают их арабскими цифрами с опознавательными знаками апострофами. Например: Национальная политика развитых стран 66.5 (0) 6, где 66.5 - национальная политика, `6 - ТДС =развитые страны.

АПУ - его назначение помочь библиотекарям при систематизации документов, быстрее найти нужную рубрику, которые в АПУ расположены в алфавитном порядке.

Приложения: таблица классификаций нотных изданий. Все условные обозначения в таблицах называют индексом и в ББК принята логическая индексация, которая позволяет детализировать понятия. База индексации смешанная, т.е. индексы состоят из цифр, букв; кроме этого используют:

точку (.)

двоеточие (:)

дефис (-)

круглые скобки ( )

косую черту (/)

Точка применяется в качестве разделительного знака после первых двух цифр индекса - это удобно в произношении и читается индекс слева на право, знаки препинания в устной речи не произносятся.

Структура таблиц ББК для детских и школьных библиотек

Таблицы ББК для детских и школьных библиотек выходили 3-мя изданиями. Последнее издание выпущено в 1998 году, так как таблицы 1988 г. устарели по идеологическим соображениям. Принцип построения таблиц ББК для детских и школьных библиотек тот же самый, что для взрослых, но отличается своим объемом и в последнем издании были внесены значительные изменения. В новые таблицы введены рубрики с индексами ОТД, например: я92 - юные . эти индексы присоединяются к основному индексу и образуют новые значения, например: Юные биологи; классификационный индекс - 28, полный - 28я92.

Таблицы ББК для детских и школьных библиотек состоят из предисловия, введения, основных делений-индексов, которые обозначают отрасль знания. Внутри основных делений расположены подотделы, затем разделы и подразделы. Во многих рубриках имеются методические указания, которые написаны мелким шрифтом. Они представляют собой перечень вопросов, тех, которые включены в данное деление и содержат указания о способе дальнейшего подразделения материала. Кроме того внутри деления имеются отсылки и ссылки. Перед ссылками и отсылками стоят квадратики

См.

За основными делениями следуют ТТД, ОТД. Это таблицы, содержащие обозначения для выделения материала по теме, по форме издания. Например: Д.И. Менделеев - 24г (по теме “история науки”); справочник библиотекаря 78я2 (по форме).

Индексы ОТД состоят из букв или букв и цифр. Присоединяются они к основному индексу без знаков. Отдельно без основного индекса не применяются.

ТТД предназначены для обозначения материала по региональному признаку. Обозначаются буквами русского алфавита и цифрами. Присоединяются к основному индексу при помощи ( ).

После индекса основных делений в таблице следует АПУ. Он помогает при систематизации книг, быстро найти нужную рубрику.

В конце таблиц находится приложение:

Структура систематического каталога литературы для учащихся 8 - 9 лет,

Структура систематического каталога литературы для руководителя,

Структура каталога научно-методической и педагогической литературы для учителей в школьных библиотеках,

Структура нотных изданий,

Структура звукозаписей,

Список центральных журналов с указанием полных индексов.

В этих таблицах несколько расширены некоторые понятия по сравнению с таблицами ББК для взрослых.

Ряд формулировок изменен и приспособлен к специфике фонда детской литературы и возрастным особенностям детей.