logo search
Выбор и обоснование методологической основы и методов исследования

Введение

У начинающих исследователей, приступающих к работе над кандидатской диссертацией, всегда возникает масса вопросов, связанных с методикой ее написания, правилами оформления и процедурой защиты. Однако получить ответы на эти вопросы часто бывает весьма непросто, поскольку методических пособий, посвященных выполнению квалификационных научных трудов, очень мало, да к тому же они стали библиографической редкостью и существенно устарели. Это значительно снижает научную активность начинающих ученых и не позволяет им в полной мере реализовать свои возможности.

Прежде всего, следует отметить, что у российских соискателей (за редким исключением) наблюдается очень низкая методологическая культура. Как правило, указание методологических основ они считают формальностью, а сами методы знают только по названиям, не умеют правильно использовать и, соответственно, обосновывать целесообразность их применения.

Под методологическими основами понимают те или иные теории, концепции, на которых строится исследование. Любой диссертант начинает работу не «с нуля», ведь до него тоже проводились исследования, поэтому важно указать, чьи работы стали для вас опорой, своеобразной «точкой отсчета». И если при анализе состояния вопроса (или литературных источников) в первой главе диссертант должен сослаться на все известные ему теории, объясняющие, решающие данную проблему, то при описании методологических основ он обычно указывает только одну-две базовые работы, те, на которых строится его научная позиция.

Значимость правильного выбора методов для осуществления конкретного научного исследования, способность соискателя обосновать свой выбор, умение проверить достоверность и закономерность полученного результата другим способом приводит к тому, что в диссертационной работе методы научного познания становятся объектом пристального внимания и их выбор должен быть обоснован соискателем не раз.

Метод - способ достижения определенных результатов в познании и практике. Любой метод включает в себя познание объективных закономерностей. Познанные закономерности составляют объективную сторону метода, возникшие на их основе приемы исследования и преобразования явлений - субъективную. Сами по себе объективные закономерности не составляют метода; методом становятся выработанные на их основе приемы, которые служат для дальнейшего познания и преобразования действительности, для достижения новых результатов. Метод эвристичен, он отражает закономерность объективного мира под углом зрения того, как человек должен поступать, чтобы достичь новых результатов в познании и практике. Эта субъективная сторона метода иногда абсолютизируется, и тогда он представляется как совокупность процедур, не имеющих отношения к объективному миру. С внешней стороны всякий научный метод выступает в виде применения некой рациональней системы к разнообразным предметам в процессе теоретической и практической деятельности субъекта. Так, нередко метод определяется как "способность умелого обращения с естественными комплексами, осуществляемого преднамеренно и осознанно в пределах такой последовательности выражения, которую можно воспроизвести".

Во-первых, применяемые методы необходимо перечислить во Введении к автореферату и к диссертации. Во-вторых, при описании хода исследования в основных главах работы должен быть обоснован выбор каждого метода, а также планируемый и реальный результат его применения.

Признаки научности диссертационного исследования вытекают из понимания критериев теории научного знания. Любая развитая научная дисциплина легко обнаруживает уровни: эмпирически-прикладной, теоретический, методологический. Научная теория диссертации содержит тезаурус, совокупность основных понятий, суждений и положений в изучаемой области, объединенных в единую систему знаний о предмете исследований. Система знаний признается теорией, если она удовлетворяет признакам предметности; адекватности как возможности описывать любые ситуации; верифицируемости, проверяемости либо фальсифицируемости, опровергаемости; истинности и достоверности. В структуре научной теории выделяют основные уровни: эмпирическая основа, новые запросы практики, идеализированный объект исследования, теоретическая модель, методология, методики доказательств, массив теоретических знаний, образующий новые положения об изучаемом объекте. При этом доля составляющих зависит от множества факторов и не регламентируется. Важно приблизиться к достижению поставленной цели исследования.

Наука включает около тысячи дисциплин, которые взаимодействуют друг с другом, изучает все, что представляет интерес, рефлексирует свое происхождение, развитие, другие формы культуры, влияние на жизнь общества. Взаимодействие теоретического, умозрительного и эмпирического уровней развития науки оказывает влияние на повседневное сознание и субкультуры.

Итак, существуют два основных уровня научного познания -- эмпирический и теоретический. А поскольку методы познания достаточно тесно взаимосвязаны, то многие авторы выделяют группу эмпирически-теоретических методов, которые применяются на обоих уровнях исследования.