logo
Совершенствование обязательных документированных процедур

Введение

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования главная задача российской образовательной политики - обеспечение высокого качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства (приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 № 393).

Актуальность проблем обеспечения качества образования в России в настоящее время определяется рядом аспектов, основными из которых являются:

1. реальное снижение качества подготовки специалистов в российских вузах и ссузах в 80-х-90-х годах XX века, обусловленное рядом известных объективных причин;

2. переход к комплексной оценке деятельности образовательных учреждений на базе утвержденного перечня показателей аккредитации, включающего, в частности, и показатель наличия внутривузовских систем обеспечения качества образования, а также систем управления и контроля качества для ссузов;

3. усиление конкуренции между образовательными учреждениями на рынке образовательных услуг и рынке трудовых ресурсов, включая госзаказ на подготовку специалистов;

4. вступление России в общее европейское образовательное пространство (Болонский процесс), которое требует унификации процессов и гарантии качества предоставляемых образовательных услуг;

5. регулярное проведение с 2001 г. конкурса Рособрнадзора и Рособразования «Системы обеспечения качества подготовки специалистов» и других региональных конкурсов по качеству. При рассмотрении понятия «качество образования» следует учитывать ряд моментов. Под «качеством» в обобщенном смысле понимается степень соответствия присущих объекту (продукции или услуге) характеристик установленным требованиям. Особенностью образования является более сложная структура потребления. В качестве потребителей результатов образовательного процесса выступают как сами студенты, так и их семьи, предприятия-работодатели, и, наконец, общество и государство в целом, которые будут эффективно (или неэффективно) использовать потенциал выпускников образовательных учреждений. В связи с этим качество образования можно определить как сбалансированное соответствие совокупности свойств и характеристик образовательного процесса, его результатов, и всей системы образования в целом установленным потребностям, целям, требованиям и нормам (стандартам) которые определяются отдельными гражданами, предприятиями и организациями, обществом и государством в целом.

Качество образования имеет определяющее значение для успешного развития любой страны, в особенности России, в наступившем веке. Революционное изменение технологий, опирающихся на высочайший уровень интеллектуальных ресурсов и связанная с этим геополитическая конкуренция ведущих стран мира за такие ресурсы, становится важнейшим фактором, определяющим не только экономику, но и политику нового века. Безусловно, такая глобальная проблема не может решаться на уровне отдельно взятого образовательного учреждения, она требует целенаправленных и скоординированных усилий государства, общества и каждого образовательного учреждения.

Государственный контроль и надзор за качеством высшего профессионального и среднего специального образования направлен на обеспечение единой государственной политики в области образования, повышение качества подготовки специалистов, рациональное использование средств федерального бюджета, выделяемых на финансирование системы образования. Государственный контроль и надзор за качеством образования осуществляется государственными органами управления образованием в соответствии с их компетенцией, предусмотренной Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом «О высшем и послевузовском образовании», постановлениями Правительства, регламентирующими деятельность Минобрнауки, Федерального агентства по образованию РФ и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ. Однако внешней оценки качества образования, как показывает мировой опыт, в настоящее время оказывается не достаточно. Требуются внутренние механизмы гарантии качества образования, обеспечиваемые самими образовательными учреждениями.

В настоящее время в системе образования осуществлен переход к комплексной оценке деятельности вузов и ссузов на базе утвержденного перечня показателей аккредитации, включающего, в частности, и показатель эффективности внутривузовской системы обеспечения качества образования (приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ № 1938 от 30.09.2005 г) или систем управления и контроля качества для ссузов.

По существу оценка этого показателя должна базироваться на анализе наличия и эффективности системы обеспечения качества или системы гарантий качества в вузе (ссузе), что напрямую обязывает образовательные учреждения приступить к созданию таких систем, которые в дальнейшем будем называть системами качества образовательного учреждения.

Основные мировые тенденции в сфере обеспечения качества образования сводятся к следующему:

6. Разработка единых критериев и стандартов гарантии качества образования европейских стран в рамках Болонского процесса.

7. Создание, развитие и гармонизация национальных систем аккредитации образовательных программ европейских стран.

8. Разработка и внедрение системы качества образовательного учреждения на базе различных моделей системы качества, включая требования и рекомендации международных стандартов серии ISO 9000:2008, модель Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM) и другие национальные модели управления качеством в образовании.

9. Построение систем управления качеством образовательного процесса на принципах менеджмента качества, но без непосредственной привязки к каким-либо моделям.

10. Перенос центра тяжести с процедур внешнего контроля качества образовательного процесса и его результатов на базе национальных систем аттестации и аккредитации в сторону внутренней самооценки образовательного учреждения на основе тех или иных моделей. Это обеспечивает перенос ответственности за качество и оценку качества туда, где она должна быть - в образовательном учреждении, и приводит к существенной экономии материальных и временных ресурсов, выделяемых на проведение внешней экспертизы.

Целью настоящей курсовой работы является совершенствование таких обязательных документированных процедур как «Управление документацией и «Управление записями» в образовательном учреждении, на примере ФГБОУ ВПО Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. Это должно помочь вузу в разработке и улучшении обязательных документированных процедур системы качества образовательного учреждения. В основу данной курсовой работы положены принципы построения системы качества образовательного учреждения, базирующиеся на следующих документах и моделях систем качества в образовании:

1. «Стандарты и директивы для гарантии качества высшего образования в европейском регионе», разработанные Европейской сетью (ассоциацией) гарантии качества (ENQA) в сфере высшего образования.

2. Стандарты по менеджменту качества серии ISO 9000:2008 (ГОСТ РИСО 9000-2008) .

3. Модель конкурса Рособрнадзора и Рособразования «Системы обеспечения качества подготовки специалистов».

4. Модель самооценки и совершенствования деятельности вуза (ссуза) в области менеджмента качества, гармонизированная с моделью Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM).

Принципы, на которых построены упомянутых выше документы и модели имеют большую степень совпадения, взаимно дополняют друг друга и отличаются только полнотой и глубиной охвата всех рабочих процессов образовательного учреждения и степенью перекрытия системы качества с общей системой менеджмента организации.