Развитие библиотечного дела в Беларусии

курсовая работа

1.1 Зарождение и становление библиотек на территории Беларуси (XII-XVIII века)

Важнейшими предпосылками создания библиотек явилось возникновение письменности, распространение рукописных книг. Потребность общества в знаниях непрерывно возрастала, это стимулировало собирание, накопление и хранение книг и других памятников письменности.

Первой из известных нам библиотек на территории западных земель Руси была библиотека Полоцкого Софийского собора. Часть книг данной библиотеки сохранилась и до наших дней. Ефросинья Полоцкая организовала переписку книг в основанном ею в середине ХІІ века Спасском монастыре. При монастыре существовала школа, которая готовила монахинь для переписки книг. Книги же хранились в монастырской библиотеке [11; 12].

В XI-XII вв. библиотеки существовали в Турово-Пинском княжестве, а также в Минском, Гродненском. Небольшая библиотека была при Преображенской церкви в Турове. В ней, например, хранилось Туровское евангелие XI в.

Небольшие библиотеки были созданы и при сооруженных в XII веке в Минском кафедральном соборе, Благовещенской церкви в Витебске, Борисоглебской церкви на Каложе в Гродно. Сведения о многих церковных библиотеках не сохранились, но наличие их бесспорно.

В западных землях Руси библиотеки были, как и во всем древнерусском государстве, монополией церкви.

В XIV-XVI веках книжная письменность Беларуси характеризовалась высоким для того времени уровнем развития. Это не могло не отразиться на развитии библиотек.

На территории Беларуси в этот период создавались главным образом, монастырские библиотеки. Они возникали при православных монастырях. Деятельность монастырей была направлена на укрепление церковной идеологии, на пропаганду религии. Поэтому монастырские библиотеки приобретали и размножали в основном литературу религиозного содержания.

Наиболее крупными в тот период были библиотеки Слуцкого, Троицкого, Супрасльского, Витебского Марковского и Жировичского монастырей. Данные о них содержатся в дошедших до наших дней описях имущества монастырей, включающих и списки книг.

Книжные фонды монастырских библиотек Беларуси во многом были идентичны фондам таких же библиотек в России, но им были присущи и свои особенности, обусловленные национально-историческими условиями развития белорусских земель. Основу фонда составляли религиозные книги, которые использовались во время церковных богослужений. Такие книги мелись в нескольких экземплярах, иногда даже в большом количестве. Важное место в фондах занимала полемическая литература, направленная на обличение католичества и на защиту православной церкви [11; 13].

Основным источником пополнения фондов монастырских библиотек была переписка рукописных книг, нередко заимствованных из других монастырей. Незначительная часть книг поступала в монастырские библиотеки из пожертвований духовных лиц, феодалов, мещан.

До 80-х гг. XVI века одной из наиболее значительных в Беларуси оставалась библиотека Полоцкого Софийского собора. О судьбе данной библиотеке долгое время ничего не было известно. Только в 1967 году в Варшаве был опубликован инвентарь рукописей библиотеки ординации Замойской, хранящейся в Варшавской национальной библиотеке. Среди 18 написанных кириллицей рукописей обнаружены и принадлежавшие ранее библиотеке Полоцкого Софийского собора, в том числе Псковская летопись, которая была взята из собора 30 августа 1579 года, сразу после его захвата польскими войсками, и передана канцлеру Замойскому.

Проникновение в Беларусь идей Реформации, возникновение в начале XVI века книгопечатания, ускорившего издание и распространение книг на родном языке, содействовали дальнейшему развитию белорусской культуры.

Книгоиздательская деятельность Ф.Скорины знаменовала собой начало нового этапа в культурной жизни белорусского народа. Благодаря ей Скорина выдвинулся в число родоначальников реформационного движения в Беларуси.

Предназначая свои издания для просвещения простого народа, Ф.Скорина лишил церковь монопольного права на их распространение. Он демократизировал печатную книгу, используя в ней живой разговорный язык белорусского народа. Книги Ф.Скорины приобретались монастырскими библиотеками, частными библиотеками феодалов и духовных лиц.

В 1570 году в Вильно была организована иезуитская коллегия, преобразованная в 1579 году в академию с правами университета. Библиотека, которая существовала при коллегии и университете, на протяжении почти двухсот лет была самой крупной и влиятельной на территории Литвы и Беларуси. В 1773 году она насчитывала 11 тысяч экземпляров книг, в основном религиозного содержания, на латинском языке. Иезуиты использовали библиотеку для проведения своей ассимиляторской деятельности в области просвещения, для распространения среди воспитанников университета схоластических знаний, основанных на церковных догматах.

Реакционной по отношению к белорусскому народу была ассимиляторская деятельность католических и униатских библиотек, которые начали создаваться с конца XVI века при сооружаемых на территории Беларуси монастырях, получивших широкое распространение позднее - во второй половине XVII- первой половине XVIII веков.

Программой деятельности библиотек католических монастырей во второй половине XVI -XVII веков служили решения Тридентского церковного собора, обратившего особое внимание на упорядочение монастырских библиотек. Создание библиотек было одним из важнейших требований устава монастырей. В уставах монастырей определялась и организация работы библиотек. В обязанности библиотекаря вменялось ведение каталога, хранение и содержание в порядке книг, расстановка их на полках по «факультетам», выявление должников среди читателей. Пользоваться фондами библиотек разрешалось только членам данного монастыря.

В 1559 году по решению Тридентского собора впервые был составлен «Индекс запрещенных книг» - официальный перечень книг, чтение которых запрещалось под угрозой отлучения от католической церкви. Он неоднократно переиздавался в Ватикане, пополняясь новыми названиями.

При отдельных католических монастырях - иезуитском и доминиканском в Полоцке, Слонимском монастыре бернардинцев и др. - имелись значительные библиотеки, в которых к концу XVIII века насчитывалось более 5 тысяч экземпляров печатных и рукописных книг. Фонды же большинства библиотек были малочисленны, они формировались в строгом соответствии с «Индексом запрещенных книг» и служили надежным оплотом католической реакции.

В конце XVI -XVII веков своеобразной формой борьбы белорусского народа против католической экспансии и национального угнетения была деятельность православных церковных братств. В ряде крупнейших городов Беларуси братства создавали типографии, где издавалась религиозная и светская литература: буквари, грамматики, полемическая и религиозно-политическая публицистика антикатолического и антиуниатского содержания [11; 13].

Кроме того, православные братства организовывали собственные школы. Эти школы способствовали увеличению числа грамотных горожан, в основном мещан, белорусской шляхты и духовенства. При братских школах создавались библиотеки, основу фонда которых составляли главным образом издания братских типографий. Наиболее значительными были библиотеки Могилевской, Брестской, Минской и Полоцкой братских школ. Однако в конце XVII века большинство православных братских школ, типографий и библиотек были разгромлены.

Более прогрессивными были библиотеки католического ордена пиар. В библиотеке пиарского монастыря в Щучине к концу XVIII века насчитывалось около 1,5 тыс. книг, среди которых преобладали книги по естествознанию, медицине, математике. Распространяя естественнонаучные знания и светскую литературу, пиарские школы и библиотеки способствовали осуществлению общей реформы просвещения в Речи Посполитой.

В конце XVIII века с ростом количества народных училищ увеличивалось и количество библиотек. Они содержались на средства приказов общественного попечительства, подбор и распространение книг были в ведении учителей.

Библиотеки народных училищ стали важными центрами распространения и пропаганды прогрессивных идей русских и зарубежных мыслителей. В 90-х годах XVIII века в библиотеке Полоцкого народного училища насчитывалось 425 названий книг. Более 80% их составляли произведения русской и западноевропейской литератур, а также работы по естествознанию.

В связи с возросшей потребностью общества в художественной и научной литературе в губернских городах Беларуси при губернских правлениях открывались типографии. Создавались и частные типографии. Распространению книг способствовала и книжная торговля.

Делись добром ;)