logo
Оформление бланков, официальной доверенности, гарантийных писем

Основные виды бланков и требования к их оформлению

В соответствии с ГОСТ РФ 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» бланком называется набор реквизитов, идентифицирующих автора официального письменного документа. Бланк представляет собой лист бумаги стандартного формата, на котором различными техническими средствами нанесены реквизиты, содержащие постоянную для данного документа информацию.

Бланки организационно-распорядительных документов классифицируются по следующим признакам:

1) расположению реквизитов

2) по автору документа

3) виду документа

В зависимости от расположения реквизитов устанавливают два варианта бланков:

1) угловой

2) продольный

В зависимости от автора документа бланки документов подразделяются на:

1) бланк организации

2) бланк структурного подразделения

3) бланк должностного лица

В зависимости от вида документа бланки подразделяются на:

1) общий бланк

2) бланк письма

Реквизиты - обязательные элементы оформления служебного документа.

Формуляром документа называется набор реквизитов в документе, расположенных в установленной стандартом последовательности.

Понятие бланка применимо только к письменным бумажным документам, так как правила записи информации на машинных носителях принципиально иные.

Для управленческих документов используются бланки по ГОСТ 9327-60 «Бумага и изделия из бумаги. Потребительские форматы» основных форматов:

· А3 - 297 х 420 мм;

· А4 - 210 х 297 мм;

· А5 - 148 х 210 мм;

· А6 - 105 х 148 мм.

Стандартом устанавливаются следующие виды бланков:

1) бланки для писем

2) общие бланки, бланки для всех остальных документов

3) бланки конкретного вида документа

Расположение постоянных реквизитов на бланке может быть продольным и угловым

Правила оформления реквизитов:

1. В документе реквизиты отделяются друг от друга 2-3 межстрочными интервалами.

2. При подготовке документов рекомендуется применять текстовый редактор Word for Windows версии от 6.0 и выше с использованием шрифтов Times New Roman Cyr размером № 12 (для оформления табличных материалов), 13, 14, 15, Times DL размером № 12, 13, 14. (Рекомендация типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти).

3. При оформлении документов на двух и более страницах вторая и последующие страницы должны быть пронумерованы. Номера страниц должны быть проставлены посередине верхнего поля листа арабскими цифрами без слова страница и знаков препинания.

Гриф утверждения располагается в правом верхнем углу документа и печатается с левым отступом 10 см от границы левого поля.

1) Гриф утверждения должен состоять из слова УТВЕРЖДАЮ,

2) наименования должности лица, утверждающего документ,

3) его личной подписи с расшифровкой (инициалы и фамилия)

4) даты утверждения

Если документ утверждается не должностным лицом а постановлением, решением, приказом или протоколом полномочного принимать такие решения органа, то Гриф утверждения начинается со слова УТВЕРЖДЕНО.

Реквизит Адресат оформляется на письмах, факсах и содержит указание должностного лица - получателя документа. В состав реквизита Адресат рекомендуется включать почтовый адрес. Оформляется в правой верхней части документа с левым отступом 8 см.

Реквизит название вида документа печатают ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ и располагают в центре страницы на продольных бланках и от границы левого поля на угловых бланках.

Дата - один из основных реквизитов, обеспечивающих юридическую силу документу. Оформляется в левой части листа от границы левого поля под реквизитом Наименование вида документа. Датой документа является дата его подписания, утверждения. В соответствии с Изменением № 1 ГОСТ Р 6.30-97 при оформлении реквизита Дата рекомендуется записывать дату в формате: ДД.ММ.ГГГГ, то есть 2 цифры число, две цифры месяц и 4 цифры год, например 12.02.2002.

Если число или месяц состоит из одной цифры перед ней необходимо проставлять 0, например 01.02.2002.

Допускается словесно-цифровой способ оформления даты, например: 5 января 2000 г., а также оформление даты в следующей последовательности: ГГГГ.ММ.ДД, например: 2000.01.05

Реквизит место составления оформляется от границы левого поля.

Реквизит заголовок к тексту содержит краткое изложение основного смысла составляемого документа. Заголовок должен грамматически согласовываться с название вида документа, отвечая на вопрос «о чем?» или «чего?». Например: Приказ.... О создании аттестационной комиссии Договор.... О поставке груза по контракту № 249/1. К тексту документов, оформленных на бланках формата А5, заголовок можно не составлять.

Печатают с левым отступом 0 см, то есть от границы левого поля, в короткой строке - шириной не более 7 см, точку в конце не ставят. Чтобы выполнить требования по ограничению длины строки в текстовом редакторе для абзаца с Заголовком к тексту рекомендуется устанавливать отступ справа 10 см. В этом случае редактор сам выполнит требуемое стандартом ограничение длины строки.

Текст документа - основной и важнейший реквизит документа. Текст документов на бланках формата А5 печатают с межстрочным интервалом Одинарный, на бланках формата А4 - с межстрочным интервалом Полуторный. Все остальные реквизиты оформляются с межстрочным интервалом Одинарный.

Реквизит отметка о наличии приложения печатают под реквизитом Текст с 0-го знака (от границы левого поля) в виде: Приложение: на 3 л. в 2 экз.

Если вид документа, являющегося приложением, не назван в основном тексте документа, то необходимо указать его наименование в реквизите Приложение. При наличии нескольких приложений они нумеруются, например:

Приложение: 1. Контракт от 20.07.2001 N21/3 на 5 л. в 2 экз. 2. Акт приема работ от15.09.2001 N17 на 1 л. в 4 экз.

Подпись

Реквизит Подпись состоит из 2-х элементов - наименования должности и расшифровки подписи. Наименование должности печатают под реквизитом Отметка о наличии приложения или Текст, с 0-го знака (от границы левого поля) а расшифровка подписи на уровне последней строки наименования должности на расстоянии 12 см от границы левого поля.

Реквизит Гриф согласования состоит из слова СОГЛАСОВАНО, наименования должности лица, с которым согласован документ (включая наименование организации), личной подписи, ее расшифровки и даты. Оформляется в нижней левой части страницы от границы левого поля под реквизитами Текст, Отметка о наличии приложения и Подпись.

Реквизит Печать проставляется на документах, удостоверяющих права должностных лиц, фиксирующих факт расходования денежных средств и материальных ценностей, а также специально предусмотренных правовыми актами. Подпись должностного лица должна быть заверена гербовой печатью.

Оттиск печати следует проставлять так, чтобы он захватывал часть личной подписи реквизита Подпись лица, подписавшего документ.

Отметка об исполнителе включает фамилию (или фамилию, имя, отчество) исполнителя документа и номер его телефона. Отметку об исполнителе располагают на лицевой или оборотной стороне последнего листа документа в левом нижнем углу.

В соответствии с Изменением № 1 к ГОСТ Р 6.30-97, введенным в действие с 1 апреля 2000 года в левом нижнем углу каждой страницы документа оформляется реквизит Идентификатором электронной копии документа. Этот реквизит оформляется в нижнем колонтитуле странице, и содержит:

· наименование файла на машинном носителе

· дату

· другие поисковые данные, устанавливаемые в организации