Организация и обеспечение научных исследований

курсовая работа

2. Практическая часть

научная исследовательская работа отчет

Тема 9. Провести анализ характерных особенностей общения вашего руководителя с вышестоящим руководством, коллегами, подчиненными

1) Введение

В последнее время способность большинства компаний выжить и преуспеть в современном деловом мире во многом зависит от того, насколько эффективны отношения руководства и коллектива. Эффективное руководство предполагает высокую профессиональную компетентность, востребует определённые личностные качества и ресурсы. Для руководителей способность к созданию положительного психологического климата в коллективе с целью оптимизации деятельности организации является одной из составляющих профессиональной компетентности.

Руководители в разных сферах и на разных уровнях управления подвергаются все возрастающему воздействию информационных, социальных, психологических и иных факторов, которые создают нагрузки и перегрузки когнитивного, эмоционального характера.

Темой данной главы является изучение характерных особенностей общения руководителя предприятия «Русский свет" с вышестоящим руководством, коллегами, подчиненными. Исследования показывают, что в сегодняшней ситуации большинство руководителей испытывают интеллектуальные, эмоционально-волевые, личностно-профессиональные и другие психологические трудности, наличие которых обусловливает трудности в осуществлении руководства и достижения высокого профессионального уровня и успешного процветания организации. Вместе с тем, многие ключевые моменты, а также психологические особенности руководителя в современном обществе во взаимосвязи с предъявляемыми требованиями организацией, остаются недостаточно изученными.

2) Теоретический анализ

Профессионально необходимые качества руководителя -- индивидуально-личностные и социально-психологические особенности человека, в комплексе обеспечивающие успешность его работы на конкретной управленческой должности. Эти качества изучаются с помощью метода экспертных оценок и специально разработанных психологических тестов. При изучении профессиональных качеств руководителей наиболее продуктивным оказывается функционально-деятельностный подход, т.е. выявление искомых качеств на основе анализа структуры деятельности менеджеров определенного ранга. Сравнение уровней развития выявленных качеств в группах успешных и неуспешных менеджеров позволяет составить эталонный профиль для каждой должностной позиции. Рассмотрим основные профессиональные (деловые) качества руководителя.

Практический интеллект -- способность человека мыслить критически и логично; способность быстро, гибко и эффективно использовать свои знания и опыт в решении практических задач. Это необходимое качество, но не достаточное. Эффективность управленческой работы в равной мере зависит как от умения работать с информацией, так и от умения общаться с людьми. Так, лица с техническим или естественнонаучным образованием, как правило, имеют развитое аналитическое мышление, но именно они гораздо чаще, чем менеджеры-гуманитарии, испытывают трудности в решении управленческих задач. Поэтому не менее важным является такое качество как социальный интеллект.

Социальный интеллект -- способность понимать и правильно интерпретировать чувства других людей, ставить себя на место другого, знать, что можно требовать от конкретного человека, а что нет. Это умение вести себя согласно ситуации, создавать при помощи общения атмосферу, наиболее благоприятствующую успеху дела. Без этого качества руководителю весьма затруднительно создать соответствующий климат в коллективе, способствующий экономическому успеху организации.

Адекватная самооценка -- выражается в способности к самонаблюдению, самоконтролю, критичности и коррекции своего поведения. Неадекватная самооценка проявляется в избирательном восприятии информации (например, менеджер отбрасывает информацию, которая могла бы снизить оценку его деятельности в собственных глазах или начинает оценивать подчиненных не по объективным результатам их деятельности, а потому, насколько хорошо они умеют приспосабливаться к его ожиданиям). Завышенная самооценка, неумение правильно оценить свои возможности и профессиональную компетентность приводят к тому, что менеджер берется выполнять непосильные задачи. В свою очередь, заниженная самооценка порождает неуверенность в себе и отрицательно влияет на отношения с коллегами или подчиненными.

Установлено, что количество объективной информации, получаемой руководителем о себе и способствующей адекватной самооценке, обратно пропорционально уровню занимаемой должности. Чем высшую ступень занимает менеджер в управленческой иерархии организации, тем меньше критической информации о себе он получает. Поэтому проблема адекватности самооценки в первую очередь важна для руководящих кадров высшего уровня. Решить ее помогают разнообразные методы психокоррекции. Профессиональные знания. Установлено, что по мере приближения к вершине управленческой пирамиды объем необходимых узкоспециальных знаний уменьшается. Так, директору завода или президенту фирмы не обязательно настолько досконально знать технологию производства, насколько с ней знаком главный технолог. Однако топ-менеджер должен знать, соответствуют ли производственные процессы мировым стандартам, каковы технологические и экономические связи между предприятиями отрасли, каковы наиболее перспективные виды продукции и т.п. Т.е. наряду с необходимыми знаниями в области управления ему нужно иметь общее представление о специальных вопросах.

3) Аналитический раздел

Руководитель предприятия «Русский свет» придерживается следующих тактик поведения с работниками предприятия. Стиль руководства директора - чаще авторитарный, иногда с элементами демократического стиля.

Принятие управленческих решений осуществляет единолично, в особых случаях советуется с подчиненными, однако чаще всего поступает по-своему. В организации наблюдается неэффективное делегирование полномочий, большую часть работы руководитель предпочитает выполнять сам, не доверяя ее исполнение подчиненным. В этой связи возникают проблемы в аппарате управления предприятием, поскольку на руководителе лежит слишком большая нагрузка, с которой один человек не в состоянии справиться самостоятельно.

Среди профессионально важных качеств руководителя предприятия можно отметить следующие умения: самостоятельно принимать решения, объединять людей, планировать деятельность, использовать различные методы для мотивации подчинённых.

Однако ему следует порекомендовать критично оценивать своё собственное поведение, давать конструктивную обратную связь, а также открытость сотрудничеству, ориентированность деятельности на цели и интересы предприятия, наличие авторитета в коллективе.

На предприятии вертикальные коммуникации налажены недостаточно эффективно, затруднена обратная связь. Потоки информации большей частью являются нисходящими, т.е. от руководителя к подчиненному. Однако у этого есть положительный аспект, поскольку в этой связи развиваются горизонтальные связи.

4) Проектный раздел

Коммуникативные барьеры оказывают определяющее воздействие на процесс восприятия информации в ходе управленческого общения. Знание и своевременное устранение их причин позволит повысить руководителем эффективность управления, предотвратит потери рабочего времени. Вместе с тем, теоретические знания в этой области требуют серьёзной практической отработки. В повседневной практике управленческого общения руководителю необходимо развивать в себе способности предвидеть и устранять препятствия в понимании сообщения собеседника. Исследования показывают, что руководитель тратит до 80% рабочего времени на управленческое общение. Следовательно, плодотворно может работать лишь тот руководитель, который умеет организовывать эффективное деловое общение. Главным условием эффективности делового общения является осознание руководителем того, что возможность реализации целей деятельности предприятия, фирмы, организации возрастает, если правильно организовать общение, добиться при этом создания атмосферы взаимопонимания, доверия и сотрудничества.

Менеджеры и руководители высшего уровня должны обладать профессиональными качествами, позволяющими:

· выявлять проблему с учетом ее взаимосвязей с другими задачами управления;

· принимать оптимальные решения с учетом мнения различных специалистов;

· оперативно руководить и контролировать работу сотрудников.

С повышением уровня управления возрастают требования к таким психологическим качествам руководителей, как чувство ответственности, способность перспективно мыслить, настойчивость и целеустремленность. Также немаловажное значение имеет способность к социальной активизации других людей, способность заражать их своей энергией, волей, уверенностью в своих силах. На более низких уровнях управленческой иерархии берется во внимание склонность к систематической повседневной работе и способность к быстрой переориентации при изменении ситуации.

5) Заключение

Эффективность работы руководителя определяется сочетанием управленческих качеств с личностными, которые создают необходимую атмосферу для сотрудничества и позволяют продуктивно и легко работать в команде с учётом интересов предприятия. Эффективность руководящей деятельности во многом зависит от авторитета руководителя. Мнение о том, что с получением определенного поста руководитель автоматически приобретает авторитет, ошибочно. Авторитет - это личное влияние человека на коллектив, которое он приобретает своим трудом, профессиональными знаниями, организаторскими способностями, нововведениями, умением работать с людьми. Для того чтобы авторитет должности руководителя сочетался с авторитетом его личности, он должен объединить в себе лидерские и руководящие функции.

6) Обзор литературы по теме.

1. Соломанидина Т.О., Соломанидин В.Г. Мотивация трудовой деятельности персонала // Управление персоналом. - М., 2005.

2. Занюк С.С. Психология мотивации. - К.: Эльга-Н; Ника-Центр, 2001.

3. Хэкман Дж.Р., Олдхэм Г., Дженсон Р., Пэди К. Новая стратегия обогащения работы // Барри М. Стоу. - М.: Вершина, 2005.

4. Харский К. Благонадежность персонала.- СПб.: Питер, 2003.

5. Андреев В.И. Саморазвитие менеджера. - М., 2005.

6. Веснин В.Р. Основы менеджмента.- М., 2006.

7. Герчикова И.Н. Менеджмент. - М., 2005.

3. Список терминов

1) Отчет о НИР--научно-технический документ, который содержит систематизированные данные о научно-исследовательской работе, описывающий процесс или результаты научно-технического исследования или состояние научно-технической проблемы.

2) Введение - начальная часть научной работы, включающая в себя ее цели, задачи и актуальность.

3) Наука -- сфера человеческой деятельности, направленная на получение новых знаний о природе, обществе и мышлении.

4) Коммуникации - каналы передачи информации в организации. Подразделяются на вертикальные и горизонтальные.

5) Коммуникативный барьер - препятствия эффективной передачи информации между участниками коммуникации.

6) Исследование - это мероприятие, направленное на выявление интересующих свойств определенного объекта.

7) Реферат - краткий пересказ научной работы

8) Методика -- это совокупность мыслительных и физических операций, размещенных в определенной последовательности, в соответствии с которой достигается цель.

9) Эксперимент -- это опыт, целенаправленное наблюдение, воспроизведение объекта познания, организация особых условий его существования, проверка предсказания.

10) Задачи - несогласованные или противоречивые информационные процессы (системы), соотношение между которыми вызывает потребность в их преобразовании.

11) Структура - это состав исследуемого явления и порядок связи между его элементами.

12) Заключение - подведение итогов по научной работе, представляющее из себя краткие тезисы.

13) Предмет исследования- зафиксированные в опыте и включенные в процесс практической деятельности человека свойства и отношения объектов, исследуемые с определенной целью в данных условиях и обстоятельствах.

14) Понятие -- это мысль, отражающая существенные и необходимые признаки предмета или явления.

15) Эффективность работы руководителя - это сочетание управленческих качеств с личностными, которые создают необходимую атмосферу для сотрудничества и позволяют продуктивно и легко работать в команде с учётом интересов предприятия.

16) Профессиональные качества руководителя -- индивидуально-личностные и социально-психологические особенности человека, в комплексе обеспечивающие успешность его работы на конкретной управленческой должности.

17) Практический интеллект -- способность человека мыслить критически и логично; способность быстро, гибко и эффективно использовать свои знания и опыт в решении практических задач. Это необходимое качество, но не достаточное.

18) Социальный интеллект -- способность понимать и правильно интерпретировать чувства других людей, ставить себя на место другого, знать, что можно требовать от конкретного человека, а что нет.

19) Адекватная самооценка -- выражается в способности к самонаблюдению, самоконтролю, критичности и коррекции своего поведения.

20) Авторитет -- влиятельность отдельных лиц, групп или организаций, приобретаемая или утрачиваемая в ходе процессов жизни общества.

Делись добром ;)