logo
Государственная библиотечная политика

Государственная культурная политика и библиотеки: цели и приоритеты

Государственная библиотечная политика во всем многообразии своих целей и задач не вмещается целиком в государственную культурную политику. Тем не менее, именно общая культурная политика оказывает определяющее влияние на место библиотек в обществе, их статус и перспективы. В 1-ю очередь это касается библиотек публичных в меньшей степени библиотек других типов. Именно культурная политика определяет сегодня государственную политику. По-настоящему сильной и сбалансированной государственная библиотечная политика будет только тогда, когда она будет суммой, по крайней мере, трех сильных библиотечных разделов государственных культурных, образовательной и информационной политик.

Для библиотечной сферы, представляющей собой совокупность взаимодействующих между собой 150 тыс. библиотек, нуждающихся в модернизации на основе единых методов и стандартов, в условиях дефицита средств, неразвитости навыка к самоорганизации, было особенно желательным и необходимым наличие центрального управляющего и координирующего органа в лице МК России - не оттесненного на второй план, а сильного, богатого, влиятельного, предприимчивого.

Целевые федеральные программы поддержки сохранения и развития культуры и искусства в РФ МКРФ начало разрабатывать их с 1992 года - предполагали тесную работу сильного Министерства и с региональными органами культуры. И с негосударственными организациями, и были ориентированы как на традиционную деятельность, так и на инновации. Однако этим планам суждено было реализоваться далеко не в полной степени из-за нараставшего из года в год сокращения финансирования.

Министерство ясно отдавало себе отчет и на протяжении 1990-х гг. постоянно заявляло о том, что проблемы библиотечного обслуживания это не частный случай библиотечного дела или даже культурной жизни. В стране, где минимум половина населения не в состоянии как раньше выписывать газеты, журналы и покупать книги - это проблема информированности населения, доступности ему новых идей и знаний, стать конкурентоспособными, переучиться, переквалифицироваться.

Министерство культуры РФ в 1992 году понимало необходимость реформирования библиотечного дела в русле современных общемировых тенденций, наращивания его информационного потенциала поскольку было совершено очевидно, что свобода распространения и доступа к информации является одним из важнейших условий нормального политического, экономического и культурного развития страны, преодоления разрывов в информированности, взаимопонимании и взаимодействии разных поколений, регионов, национальных культур, периферии и центра.

Библиотечное дело начало рассматриваться министерством как социальный институт, призванный прежде всего обеспечить развитие интеллектуального потенциала страны.

В 1993 г. в Туле, состоялась первая в России конференция директоров региональных и федеральных библиотек по созданию библиотечных компьютерных сетей. Сегодня вне всякого сомнения можно констатировать, что завершение первого этапа массовой автоматизации уже свершившийся акт.

Информатизация, т.е. внедрение новых информационных технологий в повседневную деятельность библиотек позволяет находить современные решения и других библиотечных проблем, связанных с комплектованием фондов, обеспечением их сохранности, организацией обслуживания и т.д.

Информатизация библиотечного дела в России имеет не только профессиональное но и политическое значение. Одним из важнейших условий достижения политической стабильности и социально-экономического прогресса в России является возможность оперативного, беспрепятственного получения нужной информации, свободного доступа населения к практическим и фундаментальным знаниям.

Информатизация библиотечного дела - это ключ к решению как никогда прежде насущной и актуальной проблемы адаптации сформировавшейся в советское время системы библиотек и форм их взаимодействия к стремительно развивающемуся процессу социальных перемен, бурно начавшейся информатизации общества.