logo
Выбор и обоснование методологической основы и методов исследования

2.1 Эмпирические методы познания

Эмпирические методы познания (природный или социальный объект исследования):

Наблюдение. Данный метод опирается на работу органов чувств человека и его предметную материальную деятельность. Основная задача -- выявить и зафиксировать поведение объекта познания в естественных условиях, в соответствии с программой исследования. Отсюда -- требования к данному методу:

* планомерность;

* целенаправленность;

* активность;

* систематичность.

Результат наблюдения не зависит от воли, чувств и желаний субъекта (наблюдателя) и дает первичную информацию о мире, об объективных свойствах и отношениях реально существующих предметов и явлений. Приборы, используемые в современной науке для наблюдений, только усиливают работу органов чувств, не искажая при этом реальной картины мира.

Эксперимент (частный случай наблюдения). Данный метод подразумевает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений, то есть изучение того или иного явления в «чистом виде»:

* исследование свойств объектов действительности в экстремальных условиях;

* проверка искусственно вызванного явления в точно учитываемых условиях (определенная система операций с объектом познания без осложняющих процесс сопутствующих обстоятельств).

Эксперимент повторяем и может осуществляться как непосредственно с объектом, так и с его моделью -- «заместителем» объекта в познании.

Сравнение. Метод основан на выявлении сходств и различий предметов и явлений действительности. При этом:

* между сравниваемыми предметами, явлениями должна существовать объективная общность;

* сравнение должно осуществляться по наиболее важным, существенным признакам.

Измерение. Метод предполагает определение численного значения некоторой величины посредством единицы измерения. Поэтому основные требования к данному методу -- точность и наличие измерительных приборов.

2.2 Эмпирическо-теоретические методы исследований

Аналогия. На основе установления сходства между несколькими предметами по ряду существенных признаков делается умозаключение о наличии у одного из предметов исследования конкретного признака. Основные требования (условия): число общих признаков должно быть как можно большим, признаки должны быть существенными и переносимый признак должен быть связан с общими существенными признаками.

Обнаруживая, открывая объективное единство, общность признаков и их проявление у предметов и явлений природы и общества, аналогия дает толчок для высказывания новых предположений о развитии того или иного явления.

Абстрагирование. Этот метод предполагает мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей, отношений, предметов и одновременное выделение, фиксирование одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов. Необходимые условия при использовании метода -- конкретность и объективность.

Результатом процесса абстрагирования является построение абстракции в виде теории, закона, гипотезы и т.д., что формирует новое знание о некоторых сторонах изучаемых объектов.

Формализация. Метод подразумевает изучение разнообразных объектов путем отображения их содержания и структуры в знаковой форме, при помощи «искусственных» языков (математический, химический и др.). При этом обеспечивается краткость и четкость фиксации знаний, однозначность трактовки терминов, строгость и четкость рассуждений, доказательность выводов. Эффективность метода в значительной степени определяется тем, насколько правильно выявлено главное, сущностное в содержании объекта.

Анализ (исследование путем разложения предмета на составные части) и синтез (соединение полученных при анализе частей в нечто целое). Имеют несколько разновидностей:

* прямой (эмпирический) метод анализа/синтеза подразумевает выделение отдельных частей объекта, обнаружение его свойств, простейших измерений, фиксации непосредственно данного, лежащего на поверхности общего;

* возвратный (элементарно-теоретический) метод проводит операции анализа и синтеза не механически. Он базируется на некоторых теоретических соображениях, в качестве которых может выступать предположение о причинно-следственной связи различных явлений, о действии какой-либо закономерности;

* структурно-генетический -- предполагает вычленение в сложных явлениях таких элементов, которые представляют самое главное в них, то, что оказывает влияние на все остальные стороны сущности объекта.

Индукция. Это метод умозаключения, при котором на основе эмпирических данных строятся теоретические знания. Здесь движение мысли происходит от менее общих положений к более общим -- на основании знания части предметов класса делается вывод о классе в целом. Данный метод имеет прямую связь с опытом и экспериментом.

Дедукция. Теоретически обосновывает полученные индуктивным путем выводы, снимает их гипотетический характер и превращает в достоверные знания. Метод подразумевает движение от более общих суждений к частным, использование общих научных положений при исследовании конкретных явлений.

2.3 Теоретические методы исследований

метод эмпирический диссертационный научный

Метод восхождения от абстрактного к конкретному. Данный метод позволяет расчленить единый объект, описать его при помощи множества понятий и суждений, превращая в совокупность зафиксированных мышлением абстракций, односторонних определений. Затем происходит движение мысли от абстрактных определений объекта, от абстрактного в познании к конкретному в познании. Восстанавливается исходная целостность объекта, он воспроизводится во всей своей многогранности, но уже в процессе мышления.

Идеализация. Для осуществления научного исследования широко используются идеальные объекты, не существующие в действительности. Мысленное конструирование таких объектов и называется идеализацией. С помощью идеализации исключаются те свойства и отношения объектов, которые мешают понять сущность изучаемого процесса. Идеальные объекты позволяют значительно упростить сложные системы; сложный процесс представляется в «чистом» виде, что значительно облегчает выявление существенных связей и отношений, формулирование законов.

Формализация. Метод изучения объектов путем отображения их содержания и структуры в знаковой форме. Это происходит при помощи разных «искусственных» языков -- математического, химического и других. Метод обеспечивает полноту обозрения определенной области проблем и использует обобщенный подход к их решению. Формализации свойственна краткость и точность фиксации знания, однозначность терминов, отсюда -- четкость и строгость рассуждений, доказательность выводов при использовании метода. Эффективность метода определяется тем, насколько правильно выявлено главное в содержании объекта, его сущность.